Страх оценки (критики)

В этой статье я продолжаю описание древних - архетипичных - страхов.

Часть 1 тут (страх несостоятельности)>>>

Часть 2 тут (страх бесцельности)>>>

Страх оценки (критики)

В геном человека встроена повышенная чувствительность к несовершенству, дающая начало оценке и критике. Ее главная потребность - бросать вызов власти.

Как это работает?

В человеческий разум постоянно поступает поток информации и мы так устроены, что не можем не отождествляться с этой информацией. Просто представьте, что в Вашей голове сидит некий цензор, который бубнит: "Это правильно", "это неправильно", "это хорошо", "это плохо" и т.д.

Такой суфлер, который сравнивает поток входящей информации с имеющейся у него директивой и репертуаром.

Эти оценки происходят так быстро, что осознание не успевает их фиксировать. Это своего рода фильтры восприятия. 

Этот суфлер не обучен думать или осмысливать - его задача: ограничивать поступление информации, сохранять процедуру следования заданной программе.

Он не знает (да и не хочет знать), что изначальная чувствительность человека к несовершенству спроектирована, чтобы быть мотиватором развития. Он не задумывается о том, откуда у него этот репертуар, с которым он сравнивает входящий поток информации. 

А потому получается курьез. С одной стороны, очень жесткий и директивный суфлер, подсказывающий нам нашу роль; а с другой - полное незнание и непонимание того: как мы оказались вовлеченными именно в эту роль, именно этого спектакля и кто вообще писал сей текст, по которому мы вынуждены играть.

В этой статье мы с вами попробуем разобраться с этим.

Итак, изначально, чтобы обеспечить развитие человека (и человечества как вида), в каждого из нас заложено стремление к совершенству, стремление бросать вызов существующему порядку вещей, всем властям и авторитетам. Мы пробуем этот мир на прочность, ищем недостатки, критикуем. Эта способность начинает пробуждаться у нас с первыми проблесками сознания (около 2-3 лет) и активно формируется в период с 14 лет до 21 года. 

Но вряд ли современная система воспитания и образования способствует тому, чтобы человек в этот период сохранил свою целостность. Нас не обучают не отождествляться со своими оценками (не считать их единственно верными), мы не отдаем себе отчета в том, когда оцениваем мы, а когда оценивают нас. 

Мы не обучены ограждать свое внутреннее пространство от реакции на оценки или самооценки. 

С другой стороны, не успев еще толком научиться внутренней целостности (ограждению своего внутреннего пространства от оценок и самооценок) - мы находимся под перекрестным огнем мнений и оценок окружающих людей.

Чтобы продемонстрировать Вам, что такое оценки, я возьму произвольный текст и подчеркну в нем все, что является оценками. В каком-то смысле, помогая Вам научиться видеть эти оценки.

Типичный разговор:

А: Ты, знаешь, этот Х, такой неумеха

Б: Ну конечно, по сравнению с Y, он вообще лузер

А: А ты знаешь, в газете вчера писали, что мы на грани кризиса

Б: В газетах много чего пишут, они все вруны с неоконченным образованием.

А: Так как они выражаются - выражаться могут только неудачники

Б: Я вот на его месте никогда бы так не стал поступать

А: Вот раньше мы же как-то обходились без этого, а сейчас нам навязывают

Не стоит думать, что мы когда-либо сможем полностью освободиться от оценок. Оценки сами по себе не хороши и не плохи - они позволяют нам категоризировать и рассортировывать информацию, что-либо демонстрировать, например, сравнивая с уже известным, они, в конце концов, экономят нам время, позволяя использовать готовые решения (суждения).

НО... Большое "но" в том, что большая чать этих оценок сформирована не нашим опытом и не путем взвешенных размышлений, а теми самыми "готовыми клише", коих во множестве мы нахватались, пока формировалось наше собственное сознание (от родителей, воспитателей, учителей, из социума и т.д.).

Эти оценки стали частью нашей ментальной карты реальности и как плитой придавили процесс нашего взросления.

Ведь, что такое взросление? Это процесс формирования !!!!собственных!!!! суждений и проверка их на практике. Умение менять суждения, если они не сообразуются с реальностью. Умение познавать действительность, ставя под сомнения "чужие клише", чтобы выходить за границы познанного, открывать новое, что-либо улучшать, усовершенствовать. Другими словами - эволюционировать.

На практике мы часто имеем взрослых людей, в которых живет их собственный суфлер (этакая смесь оценок и чужих критериев), мешающий по-настоящему повзрослеть, стать зрелой личностью.

И этот этап истинного взросления люди могут не прожить, даже дожив до глубокой старости

Оборотная сторона страха оценки.

Как обычно, преодолевая страх оценки (а серьезней всего он выражен и часто глубоко запрятан в тех, кто сам любит раздавать оценки), мы раскрываем в себе очередной дар. Дар целостности. Сначала мы учимся "судить сердцем", из своего истинного Я, а потом начинаем понимать, что другие люди совершенны без всяких наших оценок. Мы учимся видеть нечто глубокое за шелухой "мнений и оценок". 

Ведь другие люди, так же как и мы, выросли и сформировались под влиянием стереотипов и оценок. И то, что они позиционируют и отстаивают, это тоже не их истинное Я - это некий суррогат мнений и оценок, в который они (не без помощи родителей и учителей) себя впихнули, сами в него поверив. Знаете, если под влиянием некоторых оценок человек живет десятилетия, то они начинают восприниматься как истина. Тем более, что большинство оценок, сформировано в те годы, когда наше сознание еще не полностью окрепло и не обрело самостоятельной силы (детство и юношество наше "золотое"). Мы очень уязвимы до 21 года - зависимы от тех, кто помогает нам стать (или не стать) самими собой.

В социальных взаимодействиях мы чаще всего общаемся на уровне масок и ролей, где сталкиваются и конфликтуют наши взаимные оценки и суждения. Этакая броня, выстроенная вокруг нашей, как нам кажется, уязвимой истинности. 

Нам кажется проще прикрываться мнениями и суждениями, нежели открыться и перестать нападать и защищаться. 

Поиграйте в эксперимент: хотя бы неделю продержитесь, не пытаясь отстаивать своих мнений, суждений, не давая оценок другим. Ни в реале, ни в мысленном диалоге с самим собой. Давайте попробуем с Вами научиться отслеживать момент оценивания, чтобы он не происходил неосознанно. Это трудно. 

Вы будете ловить на себе "атаки" внешнего мира, оценивающего Вас. Попробуйте в такой момент просто сказать себе: "Да, я чувствую на себе оценку (или я сам сейчас себя оцениваю). Мне некомфортно от этого. Но Я - есть тот, кто Я есть. Я не обязан давать себе определений, кому-либо и чему-либо соответствовать. И другой есть Тот - кто Он есть. И я свободен от обязанности оценивать Его".

Пока поверьте на слово, бонусом от такого эксперимента будет громадное чувство облегчения. Те силы, которые Вы раньше тратили на защиту своих оценок или на нападение (или на оправдание) - теперь высвободятся, Вы сможете увидеть, что в реальности Вам ничего не угрожает, Вам не от кого защищаться и не на кого нападать. 

В заключение небольшое упражнение:

1) Выберите человека, который Вас "бесит"

2) Представьте его маленьким. Задайтесь вопросом, как его воспитывали и в каких условиях, что он стал таким, который Вас "бесит"?

3) Спросите себя: а какой он настоящий? Если бы он сформировался в условиях идеально способствующих раскрытию его потенциала?

4) Удивитесь тому, кем этот человек мог бы потенциально стать. И примите для себя решение - Вы хотите быть правым в отношениях с этим человеком или быть собой и просто быть счастливым?

Продолжение следует...

В следующих частях:

  • Страх ответственности

  • Страх прошлого (повторения прошлого, накопленного в коллективном бессознательном)

  • Страх перед будущим (тревожность перед неопределенностью)

  • Страх эмоциональной неадекватности, бессодержательности (страх пустоты жизни)

На эту серию статей меня вдохновила книга Ричарда Радда "Генные ключи".