Страх бесцельности и смерти
Это цикл статей о весьма древних страхах, скрытых в геноме человека.
Я продолжаю тему, начатую раньше, и в данной статье речь пойдет о страхе бесцельности (бессмысленности), он же - страх смерти.
Страх бесцельности.
Есть два распространенных в мире способа реагировать на этот (как и на любой другой) страх: подавлять или (а иногда "и") сублимировать его в гнев.
В принципе, когда мы имеем дело с гневом - мы имеем дело со страхом, но направленным во внешний мир, на гипотетического противника. Стратегия древняя, как сама жизнь: "бей, беги или замри". Такова участь нашей реакции на любой страх, пока мы его не осознаем.
Тема страха бесцельности, пожалуй, центральная тема страхов вообще. Это страх никогда не найти цель (смысл) своей жизни, страх быть потухшим (погашенным). Это страх смерти, так как хотя биологически человек жив, но в отсутствии цели бессознательному кажется, что смерть (небытийность) уже наступила. И оно старается избегать этого любой ценой - пусть будет любая (часто совершенно "чужая") цель, лишь бы не смотреть в глаза этому страху небытия.
Современный мир активно эксплуатирует данный страх, постоянно предлагая человеку суррогаты целей. Как правило, это чужие цели, служащие чужим ценностям. Но для бессознательного - это способ избежать небытия.
Факт смерти прямо приводит к вопросу о цели жизни индивида. Основной целью на
физическом уровне является поддержание своего здоровья настолько долго, насколько это возможно, но существует и другая основа, встроенная в нас, как в человеческий вид – развитие.
Каждый из нас родился с уникальной творческой целью, которой не имеют другие люди. Если ты собираешься реализовать свою истинную природу, то тебе, как личности, придётся иметь дело со своей темной стороной.
Почему? Да, просто потому, что следовать своей истинной природе - это колоссальный риск. Это всегда выход за пределы ведомого в зону неведомого. Гораздо проще установить себе фиксированные ментальные границы, ну можно еще и собачку с охраной на границу поставить - чтоб, не дай Бог, границы не потревожили.
И тут возникает просто поразительный парадокс - очень часто такими фиксированными ментальными границами становятся довольно жесткие и догматичные системы верований, чем жестче - тем лучше. Например, религиозные, политические, философские.
Вообще, достаточно просто диагностировать этот страх - посмотрите на тех, кто готов Вам морду набить за свою идею.
Архетипом этого страха - являются демоны. Да-да, те самые, которые известны во многих религиях. Их значение в этом смысле - это демонстрация отделенности человека (точнее того, в кого он начинает превращаться) от своего источника, от того истинного, настоящего, что сокрыто в нем и жаждет реализации в этом мире опыта. Другое значение этого символа - жить с постоянной угрозой неожиданного.
И вся штука в том, что демона нельзя убить или как-то иначе уничтожить - его можно только трансформировать. А согласитесь - страшно смотреть в глаза демону и если это делать очень долго, то можно увидеть, как он начинает менять свои очертания, превращаясь в отражение на него смотрящего.
Когда человек подавляет этот свой страх - он начинает постепенно ощущать пустоту, нецентрированность, изолированность от потока жизни.
Те, кто не сталкивается лицом к лицу со своими демонами, проживают только одну сторону жизни, не подозревая насколько прозрачными они являются. Эти люди обычно претендуют на то, чтобы быть счастливыми и развитыми, но им не хватает мощности и глубокого понимания тех, кто посмели исследовать глубокие, темные зеркала своей души. Ричард Радд "Генные ключи"
Другая крайность взаимодействия с этим страхом - неоправданный, безрассудный риск. Для таких людей их самое ужасающее пространство – это их собственная тишина и неподвижность.
Оборотная сторона страха бесцельности.
Я уже писала о том, что демоны могут быть трансформированы. И когда это происходит - раскрывается чудесный дар, внутренние ангелы человека.
И в случае рассматриваемого нами страха - это дар баланса. Это означает жить бок о бок со страхом – жить с неожиданным и оставаться открытым постоянным изменениям, в то же время сохраняя преданность идее.
Это также означает "следовать мистическим путём". Встречая и преодолевая препятствия, которые приносит жизнь, мы собираем и встраиваем различные аспекты своей души, пока не достигаем того, что Юнг называл состоянием "индивидуализации”.
На самом деле - набираясь смелости глядеть в лицо всем неожиданностям и препятствиям на своем пути, мы начинаем встречать те ситуации, которые позволяют нам интегрировать в целое все частички своей души (или части личности, название непринципиально).
Со временем мы начинаем обнаруживать, что препятствия на пути - это ресурс, дарованный нам для того, чтобы мы обрели свою истинную природу и свою цельность.
Это означает быть живым во всех смыслах - быть пробужденным к жизненности каждого приходящего момента.
Жизнь начинает трансформироваться в увлекательную игру, человек смотрит на нее как на сцену, на которой он может выступить. Возникает великолепное чувство свободы и любопытствующего интереса к жизни.
Поиск цели сменяется доверием к потоку жизни, который совершенно естественно выносит человека к его призванию, истинной сути. Совершенно бесподобным образом в жизни начинает работать явление синхронистичности.
Иллюзия бесцельности может быть легко разрушена простым пониманием: настоящее предназначение может быть найдено только в стопроцентной отдаче настоящему моменту, а не в достижении каких-либо результатов.
Смысл страха смерти скрыт во множестве христианских мифов и легенд - в виде битвы "добра" со "злом". И если использовать этот понятный язык, где наш внутренний демон Люцифер "забыл свою истинную природу", то настоящей победой в этой битве будет отнюдь не убийство этого демона "добром" (как гласят легенды - архангел Михаил побеждает Люцифера). Настоящей победой будет то, когда эти двое смогут протянуть друг другу руки и обнять друг друга.
Истинная победа - это, когда наш разум перестает подавлять или сублимировать свои страхи, а вместо этого набирается смелости увидеть за ними нечто большее - самого себя и с благодарностью принять поток жизни, доверяясь тому, что он вынесет его к его истинной цели.
На эту серию статей меня вдохновила книга Ричарда Радда "Генные ключи".
В следующих частях:
На эту серию статей меня вдохновила книга Ричарда Радда "Генные ключи".