Синдром Господа Бога или игла Кощея в жизни и терапии

Помните сказку про иглу Кощея в яйце, яйцо в ларце, ларец в утке... ну и далее ещё много-премного пси-защит, только чтобы царевич до яйца с иглой не добрался, да иголку ту не сломал. А царевич-то ради любви к царевне старается Кощея победить. Ну, в общем, это про мотивацию, когда другой человек и отношения с ним становятся важнее бессмертия собственной эгушки.

А вообще-то это и есть главная проблема в терапии нарциссических травм - сломать иглу кощея. Идею, ради которой человек готов терпеть кучу дискомфорта и страданий - идею возможности играть роль Господа Бога для других людей. Это идея вывернутого наизнанку всемогущества, о котором я писала в статье Терапия травм насилия и в статье Стокгольмский синдром "наизнанку"

У нормального человека одним из базовых неосознаваемых убеждений является убеждение: "я всё могу" и "я со всем справлюсь". Это убеждение помогает нам ставить амбициозные цели и достигать их, преодолевать препятствия, совершать невозможное, достигать вершин:)

В норме всемогущество - это не про бытие Господом Богом, а про готовность искать способы удовлетворять свои потребности, справляться с трудностями, отвечать на вызовы реальности, другими словами - эволюционировать, строить своё Я.

Но в нарциссической травме идея работы над собой подменяется идеей стать самым главным и получать желаемое по "щучьему велению", идеей, что достаточно просто прокачаться определённым способом и получить волшебные артефакты власти над другими. Иллюзия бытия Господом Богом заманчива: все тебе прислуживают и покорно ждут твоей милости, ничего не смея требовать от тебя взамен. Эгоцентризм мышления. 

Умом-то мы все понимаем, что не доступно нам стать главными главнюками (8 миллиардов других главнюков в мире как-никак, конкуренция однако). Но то умом. Не зря же в сказке игла кощея так надёжно запрятана, обвешана пси-защитами по полной, чтоб не разоблачили эту идею, не лишили нарциссической опоры ложное Я человека.

И только ради любви главный герой таки решается преодолеть этот вызов. Тут можно поспорить о символике. Может, царевна - это душа героя сказки. А может и реальный другой человек, отношения с которым важнее идеи быть главным и подчинить силой. Обычно внешнее зеркалит внутреннее. Так что, да, настоящая любовь, встреча с Другим/Другой возможны не ранее сломленной иглы гордыни (нет, не гордости и не чувства собственного достоинства, а именно идеи - быть главным, всегда правым, непогрешимым и всегда и во всём выигрывать у всех, получать внимание других людей и их инвестиции так, словно они должны поклоняться и подчиняться по умолчанию).

Убеждение про быть самым главным рождается как самый, на первый взгляд, простой способ всегда получать желаемое. Например, внимание значимого родителя (то есть рождение этого убеждения происходит докогнитивно и очень в раннем возрасте). Но это когнитивное искажение: всё мочь - это способность искать способы удовлетворения своих потребностей гибко, вариативно, в том числе с учётом интересов других душ. Всё мочь - это брать ответственность за свои потребности на себя, не требовать их безусловного удовлетворения и предугадывания от других. Это требует внутренней честности с самим собой, познания себя, смелости предъявлять себя в диалог с миром, выдерживать отказы, когда не всё тебе подчиняется и не всё снаружи ты можешь контролировать. Это вызов духовной работы по взрослению, другими словами.

А вот быть главным - абсолютно ригидный, один единственный, типа самый верный способ получать желаемое. Часто личность не готова расстаться с убеждением про то, что чтобы удовлетворять свои потребности точно и наверняка - надо стать главным и научиться/прокачаться всегда выигрывать. Появляется одержимость, мания величия. Одержимость собой. Неумение видеть других и считаться с другими. Так становятся насильниками. И при таком убеждении получение травмы насилия (в принципе, не только травмы, но и любые трудности, связанные с неполучением желаемого) - это конец света, кажется прежней личности, что всё.... Её песенка спета. Эго борется за своё бессмертие в убеждении, что оно уже является Господом Богом по умолчанию, а все остальные - просто враги, которые не понимают величия такого эго. Такая личность может даже всем подряд мстить, восстанавливая и не будучи в состоянии до конца восстановить своё прежнее убеждение о главенстве и своей правоте, терзаясь неподдельными муками ненависти к себе, но проецируя эту ненависть на других. Эти пси-игры могут продолжаться десятилетиями. С наращиванием агрессии, пассивной агрессии (очень хорошо замаскированного газлайтинга и абьюза направленного на других людей, особенно тех, которые могут разоблачить иглу Кощея). Именно поэтому некоторые люди встают на сторону сильного/насильника (в том числе одобряют откровенных тиранов обладающих властью, бессознательно отождествляются с их позицией быть главными любой ценой), чтобы не расставаться с убеждениями на тему быть "господами богами", правыми, всегда выигрывающими...

Слом иглы Кощея - это смерть убеждения о возможности стать Господом Богом, Абсолютом. Мы все не Абсолюты, бываем уязвимы, никто никому не подчиняется (та самая свобода воли души) и нет волшебных качеств, которые можно прокачать, чтоб быть всегда правым и на коне. Именно такое развенчивание мифов о собственном абсолютизме делает людей человечными, способными на сострадание, а главное - это делает жизнь бесконечной и интересной. Всегда есть куда расти, развиваться, всегда есть, что познавать.

Мы, увы, живём в мире не сильно здоровом именно по причине огромного количества несломанных вовремя игл Кощея. Грубо говоря, живём в мире, где каждый суслик - агроном. Инициации от эгоцентризма (мир вокруг меня) к децентризму (я - часть мира) не пройдены у огромного количества людей. Такие люди часто страдают пассивно-агрессивной жизненной позицией (реальность-то никто не отменял, игла Кощея не делает её обладателя удовлетворённым жизнью, мир-то не вращается вокруг детки, желания не предугадывает и не исполняет по-щучьему велению), люди годами живут с накопленным раздражением непонятно почему и на что и могут хронически ныть и жаловаться на жизнь, но глубоко-глубоко в яйце поблескивает острие иллюзии внутреннего стержня "я самый главный, мир мне должен" и это утешает. Правда, до очередного столкновения с реальностью, где опять всё как-то не по-моему и неправильно, гады все. А счастье где-то там (нечто непонятное "господам богам"), в децентризме, быть с-частью мира, быть его частью. И основная эзотерическая функция любви к другому человеку - вытащить человека из кокона эгоцентризма наружу, вынудить его сломать собственную иглу Кощея ради налаживания взаимопонимания с любимым человеком. Если эго это сделать не готово - мы получим созависимость, выполним попытку поглотить другого, подчинить другого, переделать другого, чтобы получить удовлетворение своих желаний и потребностей. И неизбежно получим боль и разочарования на этом пути, будем собирать эти "грабли" пока не дойдёт, что любовь не терпит лжи самому себе, нечестных способов удовлетворения своих потребностей об другого так, словно этот другой уже нам подчиняется и должен по умолчанию. Тогда, возможно, отпустим другого человека на свободу - позволим ему чего-то нам не дать, а желая что-то получить - честно скажем, чего хотим, оставляя другому право не подчиняться, не переделываться под нас и не давать нам желаемое. Мы ведь даём свободу этим не только другому, но и себе. Не подчиняться, не переделываться, не давать другим то, чего дать не можем (перестаём пытаться отманипулировать другим через манипуляции над собой, придавая себе "товарный вид" отвечающий техзаданию). Любовь освобождает обе стороны взаимодействия.

Именно поэтому терапия невозможна с теми, кто не готов хотя бы деньгами оценить вклад и признать другого человека (терапевта) существующим отдельно от нас и нашего эго (у многих ведь до сих пор есть иллюзия на тему, что психотерапевт должен клиента спасти, помочь по умолчанию и ничего взамен не требовать). Платить мы готовы только тогда, когда игла Кощея уже сильно мешает нам самим жить с-частливо. Когда уже сам человек ищет и бессознательно хочет найти другие опоры для своего Я вместо иглы кощея. Готов научиться что-то отдавать взамен, видеть другого человека, считаться с ним как с отдельным другим.

С уважением, Ольга Гусева. Тренер НЛП, психолог, эксперт в области раскрытия потенциала души человека.