Pro oбиды

Начала писать статью ещё ...короче давно, но не пошло... Не было вдохновения. И каких-то особо ярких примеров обид и обиженных.

Мне было не до конца понятно, что заставляет людей обижаться, то есть проживать ощущение причиненной несправедливости снова и снова, обсасывать ситуацию со всех сторон, лелеять планы возмездия и вести диалоги в стиле: "вот надо было ему (обидчику) сказать то и ещё это, и вообще - дать в глаз, а лучше сразу - на электрический стул... нет, ещё лучше: чтоб вечно горел в аду..."

Эх, была б поисковая задача. А жизнь подкинет и ответы, и примеры, и ситуации.

Раньше я просто не обращала внимания на то, какое количество именно обиженных людей вокруг.  Например, меня никогда особо не цепляло, проскальзывающее в речи людей слово "должны", сказанное с особым нажимом и этаким поджиманием губ. 

В принципе, мне везло на людей достаточно ответственных и проактивных, способных ориентироваться на решение проблем, а не на нытьё. 

Учитывая же, что в мире есть всё и порой нужно расширять свою зону восприятия - я стала присматриваться, что на самом деле стоит за обидами.

Выводы сформировались неутешительные.

1) Позиция жертвы. Той, которой причинили несправедливость. И я для себя отделила бы два понятия: пострадавший (пострадавшая) и жертва (которая из треугольника Карпмана).

Есть объективные факты, увы, когда к человеку бывает применено насилие, нарушение его границ: физическое, психическое, сексуальное вторжение, интервенция, не учитывающая интересов человека и обесценивающая в одностороннем порядке его личность, потребности, статус, не давая человеку возможности защитить себя и уберечь свои интересы. 

И такой человек становится пострадавшим. 

И такой человек испытывает одномоментно страх, гнев, шок, растерянность, возмущение. Но это не обида. Более того, если у человека есть возможность отреагировать своё состояние: выразить возмущение, страх, гнев, растерянность - обиды может и не возникнуть.

НО, если человек приучен ТЕРПЕТЬ и не выражать свои эмоциональные реакции, то неотреагированные эмоции начнут в буквальном смысле "грызть мозг", раздражать нейронные связи, заставляя индивида проигрывать сцену несправедливости снова и снова.

И вот тогда, может включиться сценарий ЖЕРТВЫ. 

Почему я говорю именно "сценарий жертвы" - потому что, чтобы возникла позиция жертвы, должна быть сформирована вторичная выгода от пребывания в состоянии постоянного мозгогрызения.

И обычно - это ролевая модель, которую ребёнок моделирует со своего родителя.

Например, под соусом обиды и несправедливости можно не брать ответственности за свои слова, поступки и способы взаимодействия с миром.

"Мне все должны... Миру выставлен счёт, пока мир этот счёт не оплатит -  я ничего делать не буду" 

2) Второй вывод, к которому я пришла - это то, что обида начинает выполнять для человека замещающую функцию его способностей к защите себя. 

Вместо проактивного поведения, направленного на реализацию целей и преодоление препятствий на пути к целям, формируется желание "сделать монтаж", чтобы мир сам доставил всё к ногам по "щучьему велению".

Так на просторах бессознательного жертвы проявляет себя "дух насильника" - того, кто причинил несправедливость. Порой, это смутный образ некого кого-то, который СУМЕЛ что-то взять без спроса и разрешения. Типа, почему ему можно, а мне нельзя? Я тоже так хочу УМЕТЬ.

Этот "дух насильника" может витать как мысле-форма, передаваемая через поколения.

Со временем нежелание расставаться с "духом насильника", которому можно всё (вседозволенность), становится вторичной выгодой, которая замаскирована под позицией жертвы.

3) Последний вывод, который я сделала, касается взаимодействия с обиженными. 

Звучит он жёстко: "всегда ждите ножа в спину"

Это работа того интроекта, который я назвала "дух насильника".  Дело в том, что "дух насильника" апеллирует к детской части нашего "Я", той, которая жаждет безопасности и всемогущества, объясняя, что проламывание чужой воли и есть настоящая сила и только так можно в этом мире получать желаемое.

В терминах психоанализа "дух насильника" апеллирует к ребёнку внутри нас, находящемуся на оральной стадии развития и не умеющему получать желаемое иными способами кроме как через "дай-дай-дай".

Поэтому, при взаимодействии с обиженными, очень чётко нужно осознавать, что вы (как терапевт или просто человек) в любой момент можете стать жертвой насильственной интервенции и единственная ваша защита: не включаться эмоционально.

Дело в том, что обиженный чаще всего не осознаёт своих глубинных мотивов.

- Ни желания отыграть ситуацию и освободиться от съедающих изнутри эмоций

- Ни вторичных выгод от "духа насильника"

- Ни, порой, самой ситуации, откуда этот "дух насильника" подцеплен (он может быть очень древним, вытекать из, например, реальных событий раскулачивания кого-либо в семье, и травмы несправедливости, причинённой много лет назад)

Поэтому для работы с обиженными практически неэффективны аргументы, апеллирующие к логике. Более того, от логических аргументов, человек, проживающий обиду, может впасть в бешенство. Это происходит из-за того, что актуализируется (в дополнение к обиде) ощущение беспомощности, которое было перижито в момент травматизации пострадавшего. И бессознательное передаёт бразды правления "духу насильника", окончательно отключая способность здраво мыслить у обиженного товарища.

Во все времена существовали ритуалы назначения "козла отпущения" и его жертвоприношения, чтобы снизить накал обид в обществе. Осуществить перенос накопившихся эмоций на "козлика".

Отсюда растут корни всех коллективных видов травли.

При недостаточности разрядки мы будем иметь дело с актами вандализма, что тоже не редкость в обществе.

Если же говорить про психотерапию, то работа с обиженными - это, в первую очередь, готовность выдерживать претензии и негативные переносы высокой степени интенсивности. Более мягко это можно сделать, например, с помощью МАК (метафорических ассоциативных карт), через сказкотерапию, через работу с образами.

Увы, обида является существенным препятствием на пути к позитивным изменениям.

Желаю нам всем здоровья!!! Душевного и физического.