Вопросы воспитания. Бить, орать, быть взрослым...

Спасибо коллеге, создавшему тему на форуме:

"Бить или орать на ребенка"

В общем-то, действительно, вопрос НАКАЗАНИЯ у многих ассоциируется с проявлением агрессии по отношению к ребенку.

Можно это явление сразу осудить и сказать, что таким образом мы гарантированно калечим будущее поколение, но неясным остается механизм того, как это происходит и можно ли по-другому, и если... все же случилось то, что делать???

Самая сложная задача, с которой сталкивается взрослый человек - это задача родительства. Это серьезный вызов и огромный пинок к взрослению, подлинному взрослению. Но то, что пинок задан, не означает, что родитель справится с задачей своего личного роста и взросления.

Рождается маленький такой человечек: уси-пуси, ух ты лапочка, солнышко моё.... зверёныш мой любимый.

Вот пришла душа в мир (я не буду сейчас развивать тему того есть она или нет: бремя доказательств за сомневающимися) - она может быть очень опытной в вопросах земной жизни, может быть новичком, но и та и другая получает аватар - человеческое тело со всеми его животными примочками и механизмами, инстинктаи и влечениями.

Я бы сравнила этот аватар с автомобилем, который же сама душа и выбрала для получения того или иного опыта (кому-то внедорожник, кому-то кабриолет, а кому-то и простой велосипед). Но все-равно им придется учиться пользоваться.

Лежит такой малыш в кроватке и мозг-то еще не сформировался до конца, а тело уже умеет думать: животными инстинктами - есть, пить, спать, дышать, метить территорию (захватывать ее), справлять нужду, присваивать себе все, до чего могу дотянуться (см. метить территорию, раширять зону влияния)

А как метить-то? Кусать, хватать, тащить в рот, проявлять силу: "как хвачу с силой маму за волосы"... Все МОЕ!!!

Нет еще границ между я и другой - другой-то продолжение меня. Все, до чего могу дотянуться - постараюсь захватить и присвоить себе, пометить, в том числе демонстрацией агрессии. МОЕ!!!

Псевдовзрослые делают все то же самое, но более изощренно (метят территорию).

Мой ребенок, моя квартира, моя машина, мое место на парковке, мое-мое-мое. И Ваше - тоже мое, но я знаю, что добровольно Вы с этим не согласитесь, а потому я Вам буду постепенно навязывать свое видение мира, случайно буду забывать свою ручку или карандаш на Вашем столе, не положу на место, взятую у Вас со стола вещь и т.д.

Ну а если Вы мне не подчинитесь и у меня исчерпаны средства для манипулятивного воздействия на Вас (или я не считаю нужным их к Вам применять в силу того, что и так легко силой у Вас отберу то, что хочу), то я буду просто бить или орать. Крик, кстати, еще тот захватчик территории - прямо пропорционально зоне покрытия (или буду слушать музыку на полную громкость, чтобы слышали еще несколько квартир надо и подо мной)... 
В общем - придумаю, как захватить Ваше, потому что это тоже Мое!!!

И это все поведение ребенка, даже если ребенку 40 лет...

Архетипичного полуребенка-полуживотного.... Неразвившегося....

[Я сейчас в статье не трогаю потребности души, описываю только аватар]

И смотрит на малыша родитель и что-то "нехорошее" в нем начинает шевелиться и это что-то его собственное животное наследие - как это так: весь мир вертится вокруг этой маленькой сопли? А как же я? Как мой внутренний ребенок? Я тут самый-пресамый главный!!!

Беда в том, что чаще всего только уже став родителями люди начинают задумываться (если начинают) о том, как же управляться со своим любимым детенышем, когда он ведет себя как звереныш?

Самый простой способ: дать ход своим звериным инстинктам и показать, КТО ТУТ ГЛАВНЫЙ в саванне...

Но только мы-то не в саванне... Вроде как претендуем на развитие и культурную эволюцию вида..

Но, давайте, рассмотрим первый вариант. Что произойдет, если родитель даст ход звериному рыку и приструнит распоясавшегося конкурента. Конкурента, так как для животного племени - это лишний рот и, возможно, (если детеныш - мальчик) потенциальный претендент на самок стаи, претендент на роль альфа-самца (лидера, вожака).

Ну, во-первых, возможности взрослого и ребенка не равны по определению, поэтому родитель найдет возможность на время подавить своего  детеныша-звереныша. И животная часть ребенка почувствует угрозу своему выживанию и....затаится. Она слаба, она зависима. А поэтому надо найти хитрые (мозг-то развивается) способы манипулирования и управления более сильной особью родителя... Усё.. сценарий жизни определен: поиск все новых и более изощренных способов манипуляции и влияния на других... Или же сценарий жертвы... Или сценарий на бегство от жизни с ее борьбой...

[Во взрослом возрасте запросто может возникнуть конфликт между животной частью человека и ее целями выживания, влияния и власти и потребностями души, на которую в условиях острой борьбы за выживание никто не обращал внимания]

Во-вторых, при такой конкуренции не происходит подлинного взросления. Животная часть остается самой-пресамой главной в вопросах принятия решений, выбора целей и способов их достижения.  

НЕ ПРОИСХОДИТ ИНТЕГРАЦИИ С ДУШОЙ.

Есть ли альтернативы?

Безусловно, они находятся в самом родителе и его подлинной взрослости.

Если она есть - ему не надо конкурировать со своим детенышем. Более того, ему гораздо легче расстаться с чувством собственничества на ребенка. Ведь ребенок взрослеет каждый час и когда-либо покинет родительское гнездо.

И ему гораздо легче найти способы окультуривания своего чада, когда есть понимание животной природы его аватара. Например, нагружая ответственностью за те или иные аспекты совместного быта (мытье посуды, пола, уборка игрушек), приучая к ответственности за свои слова и поступки, за свои проекты. Наказывая за нарушение границ ограничением степени свободы и возможностей. Ведь слово НАКАЗАНИЕ однокоренным является слову НАКАЗ (а не Ор или Битье). То есть - это про соблюдение правил, адекватных среде обитания.

Но самым эффективным средством НАКАЗА является подлинная взрослость самого родителя, его интеграция со своей душой и его умение нести ответственность. Ничто так не демотивирует, как двойные стандарты.

Я нарушаю твои границы, а ты, будь добр, соблюдать мои. Я не уважаю твою душу, но ты, будь любезен, сделать так, чтобы мне было удобнее жить. Я проявляю к тебе собственнические чувства, а ты обязан соблюдать мою автономию. Ты маленький ребенок, сопля на палочке, а я могущественный взрослый.  

Таким образом происходит располяризация сознания ребенка на слабого и сильного, авторитета и подчиненного, зависимого и объект зависимости, силу и беспомощность, власть и подчинение...и т.д.

Ему приходится выбирать между полярностями (а его сознание и мозг еще не готовы, не развиты достаточно). Конечно же он выбирает то, что вкуснее и приятнее: власть, силу, быть объектом зависимости, авторитетом и т.п. Но так как он мал и слаб, то чаще всего ему не удается удержаться в этих полярностях, он начинает чувствовать себя неудачником, формируется состояние выученной беспомощности.

Те же, кто не оставляют попыток удержаться в выбранных полярностях - рано или поздно достигают желаемого, но не взрослеют. Они властные дяденьки-тетеньки, запросто могут развязать войну ради личной выгоды, но... потребности души опять в стороне (она опять за скобками), поэтому по факту это тоже полудети-полуживотные...

Впрочем, иногда это душечки-лапушечки якобы взрослых, которые мастерски приучают других к со-зависимости от себя...

Что произойдет, если мир повзрослеет?

Изменится среда обитания. Можно строить разные картинки, в том числе утопические - но наверняка предвидеть эту картинку мы не сможем.
В любом случае, это будет эволюция вида, эволюция сознания вида.