Нарциссическое расширение - как его увидеть и не испугаться?
Созрела я, други, до статьи на тему нарциссического расширения Я, отличий нормы от травмы и, главное, как это увидеть, как править, откуда что берётся и чем лечится.
Статья вряд ли получится простой, но я постараюсь приводить понятные метафоры.
Чем представления о реальности отличаются от самой реальности?
Для начала хочу рассказать вам про концепцию социальной панорамы, которая очень понятным образом показывает, как наше бессознательное кодирует свой опыт, представления о мире, самих себе, других людях.
Весь свой опыт мы проживаем телом, а точнее вегетативной нервной системой, иннервирующей все органы и ткани организма. И есть непосредственное восприятие этого опыта через органы чувств, а есть память об этом опыте и выводы на основе этого опыта, а точнее даже выводы на основе памяти об опыте. Если память - это чувственные импринты, записанные на вегетатику, то выводы - это уже категории оценок.
Рациональному уму доступны оценки "хорошо", "плохо", "нравится", "не нравится", "так можно", "так нельзя" и т. п. И это уже вторичные производные от не только пережитого опыта, но и от интерпретации памяти об этом опыте. Как пример, опыт - промокнуть под дождём, память - мне было сыро и холодно, поливало сверху чем-то мокрым на фоне серого, выводы - мне не нравится дождь.
Но вот первичные кодировки: это сыро, холодно, поливало сверху на фоне серого. И это, если хотите, "образ дождя"
А есть образы других людей. Пап, мам, детей, супругов, коллег, социальных групп (образ власти, образ религии, образ денег, образ маргиналов, образ красоты, образ уродства... И т. д.). Это наша картина мира, наши представления о реальности. Там есть и образы наших Я в разных жизненных ситуациях.
Если это представить графически, то есть расположить эти образы в пространстве относительно своего наблюдающего Я, то мы и получим "социальную панораму реальности". Мы получим карту, в которой местоположение образов в пространстве и их цветовые, световые, размерные кодировки будут определять наше отношение к этим образам, наши оценки. Говорить мы будем, что мы не любим дождь и нам нравится море, мы ненавидим Васю, а Петя ничего так себе, что одеваться таким образом = выглядеть как шлюха, а много работать - это хорошо, но в бессознательном за доли секунд будут разворачиваться картинки нашей социальной панорамы. Опыта, памяти и того, как мы это запомнили и интерпретировали.
Что лежит в основе нарциссической травмы?
И теперь, тадам, часто то, как мы запомнили и интерпретировали - мы считаем истиной в последней инстанции. И относимся к этому как к части собственного Я, а ко всей своей социальной панораме как к своему Я в целом. То есть наши представления о реальности мы:
1) считаем своим Я,
2) уверены, что любая критика наших представлений о реальности - это атака на наше Я, его распад, а значит нам любой ценой надо, чтобы наши представления о реальности равнялись самой реальности.
Нам надо, чтобы все реальные другие люди, события, отношения вписывались на те полочки, которые сформированы внутри нашей социальной панорамы. Лежали каждый на своём месте и никто не смел их двигать.
Это лежит в основе нарциссической травмы, ощущение, что моё Я остаётся целостным, только если никто и ничто не тревожит мои представления о реальности, а реальность подстраивается под картинки моей социальной панорамы, каждый человек, событие и пр. лежат ровно на тех полочках, к которым я привык и знаю, как оттуда что-то взять.
Согласитесь, что это утопия. И эта утопия вызвана тем, что утрачено Наблюдающее Я. То Я, которое может увидеть всю социальную панораму в целом, осознать и внести коррективы в те образы социальной панорамы, которые перестали быть релевантны реальности. Например, дождь может быть ещё и тёплым, грибным, летним, с солнцем и радугой. В мире есть иные точки зрения, другие люди, куча ранее недоступных возможностей. В норме социальная панорама должна быть открытой к изменениям, динамичной системой, допускающей в себя обучение, развитие и мысль, что мои представления о реальности не равны самой реальности и не являются моим Я.
Но при нарциссической травме, когда мои представления о реальности - это моё Я: это реальность должна соответствовать, а не Я меняться, потому что иначе - смерть личности, потеря опоры. Не зря же Я - это МЕСТОимение. Всё должно быть на тех местах, как я это положил и запомнил. Это ведёт к попыткам манипуляций реальностью, натягиванию совы на глобус личной социальной панорамы (где совы - это реальные другие люди), хейту, травле всего неподчиняющегося, бесконечным защитам своего непомерно разросшегося на весь мир, размазанного по глобусу представлений о реальности, МЕСТОимения Я. На самом деле это и есть нарциссическое расширение: попытки захватить реальность и подчинить реальность своим представлениям о реальности. Чтобы всё лежало/стояло на понятных мне местах, где я привык. Потому что это всё части моего Я, мои импринты, моя память, мои выводы. Другие люди должны думать и чувствовать, а следовательно вести себя так, как понятно мне. Потому что я тогда знаю, как на них реагировать.
И пока в этой конструкции не выделено наблюдающее Я - нарциссичесское расширение будет бесконечно захватывать объекты реальности, как пылесос затягивая в воронку своей карты (социальной панорамы) реальности. Будет иллюзия, что всё в этом мире разворачивается исключительно для и ради меня. Неважно, со знаком плюс или минус. Чтобы меня ублажать или чтобы причинить мне вред, но всё только со мной единственным состоит в отношениях и вокруг меня разворачивается. Никаких иных причинно-следственных связей нет и быть не может. Я ж творю реальность (она подчиняется или не подчиняется, но мы её тогда осудим и будем переделывать, моим представлениям).
Терапия нарциссического расширения
Так вот, терапия - это формирование Наблюдающего Я. Когда мы используем свой мозг для осознания своей социальной панорамы (можно в любых других терминах и концепциях работать, суть не изменится), осознания своей картины мира, импринтов, убеждений о реальности, чтобы отделить своё Я от вот этого всего. Потому что личное Я: это мои чувства, моё тело, мои потребности, мои ценности, моя способность это всё опредметить, осмыслить, вербализовать, научиться доносить это до других людей в диалоге, выбирать способы удовлетворения моих потребностей. Моё Я: это то, на что я в реальности могу влиять. Я могу спрашивать, просить, благодарить, могу замечать свои неэффективные стратегии взаимодействия с миром и их корректировать, могу извиняться (то есть выходить из пребывания в состоянии вины, одержимости своей картиной мира, если она не релевантна реальности) и компенсировать ущерб, если моя нерелевантность реальности причинила кому-то реальный вред.
В общем-то, мы живём в мире, где дети с рождения нарциссически поглощены картинами мира родителей, учителей, воспитателей и лежат на полочках чьих-то социальных панорам. Естественно, выросшие дети так воспитывают своих уже детей, а те - своих. Этакая воронка коллективного бессознательного, засасываюшая в свой пылесос целые поколения. Автопилотом. Без выделения Наблюдающего Я, чтоб осознать, а куда меня засосало, частью какой уже коллективной панорамы является моё Я.
Понимаю, что этой статьёй я затрагиваю сложные системные и надсистемные вещи, потому что у очень многих людей не выделено то самое Наблюдающее Я, но пути к оздоровлению коллективного бессознательного и личных социальных панорам, к пересмотру нерелевантных образов реальности, лежат через развитие позиции исследователя, через осознание наблюдающего Я как Я, допустив, что всё остальное может быть всего-лишь нерелевантными выводами о реальности на основе личного и коллективного нарциссического расширения. Гештальтисты назвали бы это возвращением в здесь-и-сейчас.
Повторюсь, не так важно, в какой парадигме работает терапия, главное, что без развития Наблюдающего Я ни одна не сработает. Везде, где мы будем натягивать свои представления о реальности на реальность - будут бои за Я, хейт, травля, много эмоций. Это всего-лишь симптомы нарциссического расширения личного глобуса на живую другую сову, которая может и не хотеть вписываться туда, куда её пытаются вписать. Но её вписывают, потому что своим невписыванием и самим фактом своего существования она шатает чью-то картину мира (чьё-то нарциссическое Я).
И основной результат любой терапии - это когда человек может оставаться эмоционально устойчивым в позиции Наблюдающего Я, чтобы не покидать зону взрослого личного влияния на мир (спрашивать, просить, благодарить, извиняться, оставаясь верным своим ценностям и потребностям. А для этого их тоже надо знать и уметь доносить до других).
С уважением, Ольга Гусева. Тренер НЛП, практикующий психолог, сертифицированный практик метода социальной панорамы Лукаса Деркса.