Безусловное принятие в терапии и конфронтация
Безусловное принятие
Это, по-сути, про увидеть суть, простите за тавтологию. И назвать её. Да, я вижу, что кошка - это кошка. Дуб - это дуб. Я вижу, что происходит это и это.
И я осознаю, что происходит именно это, а не что-то другое. Что клиент чувствует, например, злость, обиду, проецирует своё, пытается подчинить психику психолога своей психике, чтоб спец чувствовал и думал то, что хочется и что привычно клиенту. Для него это важно - тогда можно управлять, контролировать другого незнакомого, а значит небезопасного для него индивида. Тогда относительно безопасно (внутри привычной картины мира). Тогда предсказуемо и я знаю, как с этим обходиться.
Так мыслит бессознательное клиента.
И парадокс в том, что безусловное принятие - это просто видеть эти процессы. И психолог видит.
И это ппц как страшно. Это как быть голеньким перед чужим человеком. И быть разоблаченным в своих попытках манипуляций чужой психикой. Ведь эти попытки привычны и происходят со всеми людьми, с кем клиент строит отношения, создавая привычный для клиента образ мира и стиль жизни.
Манипуляция может быть и в стиле "быть хорошим и угождать" психологу, не только нападать и кусаться.
Поэтому сколько б клиент не говорил, что он хочет безусловного принятия, но он его не хочет. Он на первых этапах хочет безусловного подчинения. И изображает привычные свои способы его получить, ну или хотя бы попытаться получить.
Потому что вот эту увиденность его психика воспринимает как обвинения, обличение и что сейчас его накажут. Это создаёт очень мощный триггер для переноса на психолога своих травм из прошлого в отношениях со значимыми людьми (с мамой особенно).
Меня настоящего невозможно любить, выдерживать. Меня отвергнут, бросят и пошлют подальше. Не надо видеть меня настоящего: видьте меня таким, как я хочу. Подчиняйтесь моей картине мира. В ней я хотя бы знаю, как реагировать, выживать.
Настоящего себя я сам боюсь, так как не учился я быть во взаимодействии с окружающим миром без своих масок. Для меня это страшно.
Конфронтация
И всё же к психологу идут за терапией, изменением мышления и как следствие выходом в реальный мир из кокона травм прошлого.
И психологу ну никак нельзя соблазняться "быть хорошим для клиента". А быть хорошим - это дать поглотить свою психику психике клиента.
Приходится конфронтировать и таки разоблачать те способы, которыми клиент пытается создать это слияние психик. И по стотыщраз объяснять, что это не обвинение и не отвержение. И где-то в стотыщпяцсотый раз доходит, если клиент реально устал от прежних способов выживания в мире, где все со всеми слиплись, что можно быть в диалоге с другим человеком как с другим человеком. Без стыда и вины. Тебя не отвергают, хоть ты и инаковый.
И если что-то идёт не так во взаимодействии, то это повод спрашивать, прояснять понятия, учиться видеть другого, а не только свои травмы и их отражение. И, о чудо, мир оказывается не так уж и враждебен.
Но, самое главное, можно себя самого уже не отвергать, даже несмотря на то, что другой тебя не понимает и не чувствует так, как хотелось бы тебе. Это просто потому, что он другой и он не ты.
Оказывается, что под солнцем всем хватает места.
Это и есть переход из состояния слияния с миром (а там и живут все зависимости, созависимости, пограничные состояния психики, нарциссизм) в состояние сепарации собственной психики от коллективного бессознательного. Именно в этот момент Я человека переходит в состояние принятия и признания внешним миром. И это не про поглаживания, чтоб внешний мир всегда был добр и таким, как я хочу. Это про увиденность. Я разрешаю, чтоб мир меня видел, я больше не прячусь в слияние. Я уже могу выдерживать, что меня видят. Да, порой страшно. Но я сам уже от себя не откажусь. Даже если я кому-то не понравлюсь.
И это и есть результат терапии. Остальное будет следствиями.
Я буду учиться делать то, чего на самом деле хочу, даже если это не получается с первого раза.
Я буду чуток к своим потребностям.
Я буду учиться доносить до других, чего мне от них надо, и не разрушаться, если мне отказывают. И я, наконец, смогу искренне быть благодарным за то, что получаю от других (а не из маски хорошести и чтоб понравиться).
Я буду искать тот стиль жизни, который максимально про меня, даже если меня осуждают. Ведь мою жизнь за и вместо меня никто не проживёт.
Я не буду впадать в экзистенциальную депрессию из-за того, что никто в этом мире не понимает меня так, как мне хотелось бы. Я просто буду искать тех, кто готов быть со мной в диалоге и контакте, несмотря на нашу разность, сближаться и узнавать друг друга. Так как одиночество в слиянии куда страшнее, там меня вообще нет. Там просто все всех подчиняют, пытаются поглотить.
Такой вот длинный путь, ради которого и затевается терапия.
С уважением, Ольга Гусева. Психолог, тренер НЛП