Триггеры, состояния и личная ответственность
Весь опыт, други, мы проживаем телом. Вегетативной нервной системой, обеспечивающий иннервацию всех внутренних органов и тканей организма. Все свои хорошо, плохо, нравится, не нравится, люблю, ненавижу - мы чувствуем телом. И более тонкие состояния тоже. Вегетатика нам не враг, наши нейроны - наши союзники. Они радуются, мы испытываем хорошие состояния, когда наши глубинные потребности и ценности удовлетворяются. Они в стрессе, когда мы не можем реализовать наши глубинные потребности и ценности. И сообщают нам об этом - дискомфортными состояниями.
А иногда наши дискомфортные состояния сообщают о неподходящей нам среде. Если мы игнорируем эту обратную связь или настолько тупы (зачёркнуто) неосознанны, чтоб не исследовать свои потребности и ценности, не замечать обратную связь вегетатики в виде состояний, то мы начинаем думать, что это другие люди дают нам что-то значимое для нас. Ну и правда, с одними нам хорошо, с другими плохо. В одних местах легко, в других - напряжно. Но загвоздка в том, что другие люди, события, места - только триггеры, помогающие нам осознать собственные потребности, ценности и дефициты.
Взрослому человеку пора включать голову и начать самопознание и самоисследование на тему, каких состояний мне не хватает? Где я могу взять недостающие состояния, от удовлетворения каких потребностей и ценностей? Какими способами я могу это сделать, в каких местах, с какими людьми? И да, никто не должен угадывать наши потребности и ценности и приносить нам комфортные состояния (а точнее - способы удовлетворения наших потребностей и ценностей, чтоб наша вегетатика радовалась как сытый и довольный младенец). Это наша ответственность научиться слышать и слушать свою вегетатику, расшифровывать её послания, закодированные в комфортных и дискомфортных для нас состояниях. Отчасти такая работа начинается в кабинете психолога, а потом продолжается уже самим человеком. И это работа 24/7. Зовётся жизнью.
Немножко поднаготной пси-кухнИиии...
Бывает в моей практике и нередко: заносит ко мне материалистичных клиентов (не верящих в душу, эзотерику, магию) и, о божички, думающих, что магическое мышление им не свойственно... Короче, клиенты настроены на психотерапию без "всяких зелёных человечков". А я только за... Только вот незадача - обычно вся эта "материалистическая картина мира" = отвратительная связь сознания и вегетатики (бессознательного). Весь наш опыт закодирован в вегетативной нервной системе, иннервирующей все органы и ткани организма. И боль от того, что "она от меня ушла", "на меня наорал начальник", "я не могу спокойно видеть свою мать, она меня бесит" - проживается телом через вегетатику.
И там, обычно, в вегетатике - целый клубок травм, начавший формироваться в очень раннем возрасте (докогнитивном, неокортекс, простихоспати, только к 20ти годам сформирован полностью, растёт мозг до этого времени, а в детстве дети заимствуют сознания и объяснялки окружающих их "якобы взрослых", а опыт пишется в тело).
Так вот болевуха - в вегетатике и первые докогнитивные обобщения (эмоциональные импринты) записываются на вегетатику. И вот спрашиваешь такого материалистичного клиента, где в теле чувствуешь эмоциональную боль? А он(а) - ни аллё.... А нет навыка обращать осознанное внимание на тело и то, как оно что-то проживает. Иногда чел скажет - в животе (груди, горле... Это уже неплохо, если может осознать это). Спрашиваешь, посмотри, какого цвета твоё чувство, какой формы, размера, температуры... Давай поговорим с этой частью? И тут начинается: я в эзотерику не верю, со мной это не работает, я пробовал и у меня не получилось.... Мммм, эзотерика здесь пока и не начиналась.
Цветовой и метафорический язык нужен для того, чтоб неокортекс научился устанавливать контакт с теми или иными частями вегетатики, в которых записана травма. Устанавливать контакт с докогнитивными ощущениями. А там целые клубки инфы в этих оранжевых горячих пятнах, ржавых гвоздях, чёрных лужах и прочих приходящих образах. Но инфа эта - эмоциональная, аналоговая.
Годы практики и личной терапии психолога позволяют уже довольно точно переводить это на понятия, объяснять клиенту, что там за сложные конструкты убеждений о себе, мире, отношениях с людьми за этими пятнами прячутся. Но... До объяснений надо б "дожить в терапии". Начать всё-равно придется с обучения управляемой медитации - фокусировки сознания на теле (контакт сознания с вегетатикой). С умения извлекать информацию, закодированную в памяти тела. И тут начинается "немагическое магическое мышление"... Мне б, дохтур, по-быстрому за 1-2-5 сессий и недорого чтоб, помогите расплести всё, что годами запутывалось. Но я, имейте в виду, в душу не верю. Правда хочу, чтоб меня любили... В общем, совершите чудо, вписавшись в мою картину убеждений о мире и без всякой там эзотерики. Ну вот чем не магический запрос?
И приходится мне: а) избавлять клиента-материалиста от магического мышления на тему, что его картина мира обладает всей полнотой и достоверностью, обучать логике мышления, чтоб сам(а) научился видеть иррациональность своей якобы рациональности, б) попутно обучая сознание управляемой медитации и таким образом - любви к себе (бережному диалогу с собственной вегетатикой). Так постепенно вегетатика (внутренний ребёнок) обретает любящего родителя в лице когнитивного разума клиента. Родителя, который не судит, не критикует, не оценивает/обесценивает, а учится вести диалог с ребёнком. Но это небыстро, особенно в запущенных "материалистических" случаях якобы рационального мышления.
С уважением, Ольга Гусева. Желаю всем добра ну и бобра (сгрызть пни рационализаций, которые мешают мыслить)