Как люди думают, что они думают
Когда ребёнок маленький - он чувствует этот мир, думать же, анализировать, делать выводы, озвучивать итог размышлений - он только учится. Он заимствует в это время мозги пап-мам, бабушек-дедушек, учителей-воспитателей, чтоб они ему объяснили, как устроен этот мир, как устроены отношения между людьми, как устроен он сам, что и почему он чувствует, при этом задать вопросы корректно ребёнок тоже пока не может, как и выразить свою позицию по вопросу. Мышление - это результат развития познавательной деятельности.
Но ребёнку, как правило, предлагают готовые решения и объяснения (по сути систему вер и мер, в которые верит родитель) на тему, как жить, чтоб выжить и адаптироваться к родительским представлениям о жизни. Как учиться, чтоб поступить, куда поступить, чтоб зарабатывать, во сколько лет замуж-жениться, во сколько рожать, как себя вести, чтоб не наругали, как одеваться, чего хотеть можно, а чего нельзя/неудобно, во что можно верить, а во что нельзя. Задать вопрос папе-маме-взрослому, а почему так, откуда ты это взял, как ты к этому пришёл, почему ты в это веришь, а как ещё бывает, а зачем вообще жить и делать всё, чему ты меня учишь - ребёнок, само собой, не может. Он просто поглощает установки на тему, как надо жить. Это адаптация, но не формирование мышления и не развитие сознания.
Поэтому многие, уже выросшие, люди подсаживаются на наркотик развлечений: покатушки, погуляшки, тиктоки, сплетни, всё, что позволит не встречаться с внутренней пустотой и скукой от жизни. Оставь такого человека наедине с собой - ему скучно, поскольку мышление его инфантильно, умеет только потреблять и повторять готовые, выученные, но не производить собственные мысли. Это такая история внутреннего одиночества, если остаться без аниматора в лице внешнего мира и привычных привычек взаимодействия с этим миром. А ещё там есть страх, много страха, на тему, что я сам не умею жить, не справляюсь с этой жизнью. Мне надо прилепиться к чему-то готовому. Адаптироваться я умею, но порождать новое - нет. От этого так многих людей сейчас захлёстывает волна паники, когда всё привычное шатается и нет готовых решений.
Задавать познавательные вопросы о себе, мире, отношениях, жизни, других людях, затем искать ответы, наблюдать, анализировать, сопоставлять, потом делать выводы на основании этого, проверять выводы в жизни, формировать новые познавательные вопросы и таким образом выходить за рамки привычных представлений о мире и жизни, чтоб привнести что-то новое, исправить имеющиеся и поколениями накопленные ошибки - эта задача людьми, как правило, не выполняется. А это эволюционная задача человечества как вида. Потому что бытие млекопитающим - не эволюционная задача человека. Как млекопитающее - человеческий вид избыточен для планеты.
На этом у меня пока всё, буду рада, если этот пост хоть кого-то подтолкнёт к осознанию важности развития мышления и позволит перестать путать повторение готовых, заученных и встроенных воспитанием и массовым образованием мыслей, с производством своих собственных суждений на основе познавательной активности души по изучению этого мира и его взаимосвязей
С уважением, Ольга Гусева