Типовые речевые манипуляции и способы их утилизации

Сейчас почитала форум, и он натолкнул меня на идею данной статьи. Мы все грешим манипуляциями, особенно когда актуализируются наши ценности и мы хотим их удовлетворить по-быстренькому, без учета ценностей другой стороны.

Кстати, основные ценности, которые стоят за манипуляциями давно описаны Библией под разными соусами))) Так что корни у манипуляций очень древние.

1) Тщеславие. За ним может стоять намеренная демонстрация своих способностей, талантов, отличительных черт, связей со статусными людьми и т.д

2) Алчность. Страх по поводу материального благополучия, неудовлетвооренность материальными ресурсами.

3) Социальные и религиозные убеждения. По простому - наша Вера о том, как устроен этот мир

4) Взаимоотношения полов, различия между полами, желание нравиться противоположному полу.

5) Чувство справедливости. Оно актуализируется, когда - как нам кажется - нас недооценивают, когда нарушаются границы, когда кто-то влезает со своей "иной чем наша" картой реальности

6) Любопытство, азарт. Желание проверить на прочность и вшивость.

7) Доверие. Страх быть отвергнутым, преданным, непонятым.

8) Безопасность. Чувство защищенности, стабильность, предсказуемость.

9) Физиологический комфорт. Он напрямую влияет на наше настроение (когда мы отдохнули, сыты и у нас ничего не болит - нам хорошо)

Итак манипуляции.

Давайте их рассмотрим на примерах, почерпнутых мной из форума)))

Перефраз вашего вопроса и возвращение его Вам. Это своего рода провокация в ожидании Ваших объяснений и оправданий (иногда помогает в терапии - так как заставляет Вас искать слова и объяснять. Вы в этот момент, иногда, начинаете лучше сами себя понимать - свои мотивы и цели).

Но в других контекстах - это может быть паттерном формирования у Вас заниженной самооценки иили невротической реакции. Т.е. подтекст сообщения: "Ну и что вы имели в виду?" - давая Вам понять,

- что Вы некомпетентны в теме, чтобы вообще задавать вопросы

- задали очевидный вопрос,

- задали дурацкий вопрос,

- задали вопрос такими словами, которые выдают Вашу некомпетентность,

- задали вопрос, который никто не понял и т.д. 

Методы гашения манипуляции:

1) Оценка реакции. Любопытная реакция, странная реакция, непонятная реакция....

2) Уточнение намерения. А зачем Вы переспрашиваете у меня то, что я только что у Вас спросил(а)?

3) Уточнение личности манипулятора. Вы в качестве кого меня так спрашиваете и с каким намерением?

4) Бумеранг. А как Вы сами реагируете, когда на Ваш вопрос отвечают Вашим же вопросом?

5) Благодарность. Спасибо за (искренний интерес, мнение, желание прояснить ситуацию). Это ломовой прием - позволяет не возникнуть конфликту и всем сторонам сохранить чувство собственного достоинства.

6) Игнорирование. Отвечает только на ту часть высказывания, которая нейтральна

7) Описание контекста. Я обратился к Вам за помощью и не понимаю Вашего поведения: Вы задаете мне вопросы, которые я задал только что вам, не поясняете зачем вы это делаете - это выглядит как манипуляция... И т.д

8) Утрирование. А после этого Вы меня спросите, с какой целью я отвечаю на Ваш вопрос теми словами, которыми отвечаю. Будете пытать меня почему я выбрал именно эту тему вопроса, когда в голову мне пришла эта идея и вообще, зачем я спрашиваю очевидные вещи?

9) Превращение в шутку. Я задаю вопрос, по своей очевидной глупости, и по этой же причине наивно претендую на ответ, а не на встречный вопрос)))

Вредные советы или "Как сформировать невротическую личность"

1) Никогда не просите что-либо в утвердительной форме. Всегда делайте это так: "Ты почему не помыл(а) посуду?"

2) После этого ждите реакцию. Если человек кинется мыть посуду: обязательно дайте ему понять, что он не прав: "Ты можешь мне объяснить, почему каждый раз одно и то же?"

3) Если вдруг Вам начнут объяснять, почему не вымыта посуда - помните, человек не прав: "Сколько можно оправдываться - лучше бы посуду помыл!"

4) Никогда не давайте заданий с четкими критериями результата: "Иди - работай! Когда уже наконец ты возьмешься за ум". Не вздумайте объяснять, что именно, где и в какой срок должно быть сделано!

5) При просьбах о помощи - дайте понять человеку, что только идиот может задавать столь дурацкие вопросы!

6) Таких заданий должно быть как можно больше. Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что, это основное правило невроза!

7) Требуйте от человека последовательности в выполнении таких заданий. Не дозволяйте ему развивать гибкость! "Ты вчера мне говорил, что не знаешь как это делать!" "Ты что - вдруг резко научился?"

8) Если вдруг человек решит взбунтоваться на такой способ руководства - дайте ему понять, что "он ничего не понимает в том, как надо делать и Вас же еще и обвиняет". Приведите ему примеры того, что так как Вы - делают "все и всегда"

9) Если вдруг человек решит смириться с таким Вашим способом руководства - дайте ему понять, что он слишком пассивен и затягивает все дела до последнего момента.

10) Ну и наконец, ни за что не давайте читать ему эту статью - иначе он Вас рассекретит

 

P/S Невротические паттерны в поведении, к сожалению, настолько распространены, что только диву даешься: "Откуда люди (часто не проходившие никаких психологических тренингов по жестким манипуляциям) нахватались таких форм поведения?"

Увы, эти формы очень легко передаются детям при воспитании - вот такая вот наследственность.

В заключении статьи хочется пожелать Вам - будьте искренни сами с собой, ведь в манипуляциях часто не отдает себе отчет сам манипулятор!