Психологический договор с клиентом
Соц.обязательство написать эту статью я взяла после обсуждений другой моей заметки (Игра с пси-травмами: опасный путь утраты контакта с настоящим)
Речь в комментариях шла о том, как сделать терапию пси-травмы максимально безопасной для клиента и для самого терапевта. Как минимизировать отыгрывания и рэкет (подмену целей терапии на отыгрывание абьюза).
Всегда есть "часть" (условно называю), которая привела клиента к психологу. И у этой части бессознательного есть какая-то её мотивация: зачем пришла, что ищет, что хочет изменить.
Зачастую эта мотивация бывает не до конца выведенной в осознание, размытой и с двойными-тройными смыслами.
Например, у человека есть огромная усталость от жизни с болью (или другим эмоциональным или социальным дискомфортом), он хочет это изменить, но не понимает - на что именно это менять (нет в опыте позитивных примеров, на которые можно было бы опереться, или они настолько отщеплены от его травмированного "я", что человек не знает, чего хочет вместо боли и дискомфорта).
Опять же, у человека может не быть до конца понимания - насколько возможно "разминировать" его психологический дискомфорт и как именно эта работа улучшит качество его жизни (то есть нет понимания: какова механика изменений, механика связи его пси-проблем с тем, как это проявляется в реальности: не может построить близкие отношения, поменять работу, найти "свою стаю", заняться любимым делом, заявить другим людям о себе и быть понятым адекватно и т.д.).
Это одна сторона медали.
Вторая сторона в том, что в терапии рано или поздно вылезут те пси-раны и пси-грабли, о которые человек спотыкается в своей жизни, которые и создают ему препятствия и дискомфорт в жизни.
Любая психотерапия - это работа двоих (клиента и психолога) в поле социального, личностного и сущностного взаимодействия их сознательных и бессознательных полей (назову это так). Контакта, другими словами, который становится триггером на включение привычных сценариев клиента, отыгрывание (в том числе - вспоминание) драм его жизни в отношениях с терапевтом. Поэтому так важна личностная "проработанность", интегрированность психолога - чтобы управлять этим контактом из своего сознания, понимая влияние своего поля на клиента, видя механику - что, как и когда включает клиента в переносы и отыгрывания и не идти туда без позитивного покровительства собственного "Наблюдающего Я".
Отыгрывание, переносы и проекции будут иметь место независимо от школы и подхода, в котором работает психолог. Это не связано с модальностью психотерапии - этот "переносный процесс" существует в обычной жизни точно так же, как и в психотерапии. Просто в обычной жизни он не управляем и не осознаваем, а потому приводит к одним и тем же "граблям" (к одним и тем же проблемам с социумом и с самим собой, повторяющимся трудностям, похожим сценариям в отношениях, почти одинаковым, хоть и с разными действующими лицами, конфликтам и пр.)
Задача психолога (психотерапевта) - остаться в профессиональной идентичности, отработать "зеркалом" и помочь клиенту увидеть его "деструктивные сценарии" и триггеры (включатели), которые их запускают. Помочь отделить настоящее и людей из настоящего от драм прошлого и тех людей, которые в этом прошлом поранили клиента, сформировав ему негативные сценарии взаимодействия с миром. Помочь перестать отыгрывать это прошлое на ситуациях и людях из настоящего, лишая себя возможностей движения вперёд и нового позитивного опыта.
Чаще всего негативные стратегии взаимодействия с миром и травмы были получены в тот период, когда у клиента было гораздо меньше взрослых возможностей и ресурсов для совладания с событиями. И его травмированные части в буквальном смысле застряли в прошлом, не видя и не понимая, что прошлое прошло, продолжая измерять настоящее из своих раненых "частей", без контакта с возможностями "Взрослого Я".
Простите, други, длинное пока получается предисловие, но, надеюсь, полезное)))
Итак, зачем же нужен психологический договор?
Дело в том, что терапия как таковая начинается ещё до терапии в кабинете (или по скайпу, или тут на сайте...)
Она начинается с принятия клиентом (какой-то его частью - иногда это лишь мысль в эту сторону) решения попросить помощи, найти психолога, обратиться за консультацией (опять же - поиск бесплатного или платного, чтение литературы или статей и т.д.). Уже на этих этапах включаются привычные сценарии человека, в том числе деструктивные, взаимодействия с миром, ожиданий от мира и психолога - в частности.
Уже на этих этапах имеют место отыгрывания, переносы и проекции. И для реальной помощи человеку - это "зло".
Контакта с клиентом и раппорта с той его частью, что ищет изменений, ещё нет, а негативный перенос и отыгрывание уже есть. Например, психолог ещё ни сном, ни духом, а его уже назначило бессознательное клиента "холодной матерью" или "тираном-отцом", ещё даже не обратившись к нему на консультацию. И обращается уже не часть, ищущая помощи, а часть ищущая спасателя или, наоборот, возмездия за то, что не спасли от боли.
Психологический договор - это инструмент возвращения клиента (ну и самого себя) в реальность настоящего. Это ТОЧКИ ОПОРЫ, чтобы периодически напоминать себе и клиенту: с чем именно, зачем и как работаем. Напоминать про свою роль (что психолог - это не "холодная мать" или "тиран-отец", а специалист, помогающий оставить прошлое в прошлом и найти ресурсы жить в настоящем, освободиться от боли ради будущего и новых возможностей).
Также это инструмент урегулирования недопонимания между клиентом и психологом. Особенно, когда клиент уже "влетел" в перенос и отыгрывание.
Кроме этого - это контракт, определяющий границы возможного и невозможного в терапии, меру ответственности психолога и меру ответственности клиента, права и обязанности сторон по тому, чтобы терапия не стала чем-то "нетерапевтичным".
Договор - это ещё и способ прописать и для обеих сторон осознать, что они будут делать, если возник "тупик", если всё ж отыгрывание драмы травмы началось и клиент "завис" в этом состоянии, не желает (или не может) из него выйти.
Ну и, наконец, психологический договор - это способ отсеять тех клиентов, чья мотивация к изменениям и терапии намного меньше "вторичных выгод" от отыгрывания их "драм и травм". Кормить деструктивные паттерны отыгрывания при очень низкой мотивации к исцелению - неэкологично для всех сторон таких отношений.
Общая структура психологического договора с клиентом
1) Цели и задачи договора. Общие цели любой психологической работы.
Этот пункт договора - просветительский и мотивационный. То, что вообще проясняет для клиента суть и пользу договора как инструмента терапии. То, что проясняет клиенту, что это не "блажь психолога" и не "тиранство", а точки опоры для предстоящей работы.
2) Права и обязанности психолога.
Этот пункт договора позволяет чётко понять, для себя (в первую очередь), и доступно донести клиенту свою меру ответственности как специалиста и то, как вы будете заботиться о себе, о клиенте, о процессе терапии. Это своего рода прояснение для обеих сторон ваших границ, вашего интереса к процессу психотерапии, вашей мотивации, ваших смыслов помогать человеку и ваших компетенций в этом
3) Права и обязанности клиента.
Назначение этого пункта договора - убрать иллюзии того, что психолог может прожить жизнь за клиента и вместо клиента. Вторая задача: объяснить клиенту, почему "выгодно ему брать на себя ответственностьза свою жизнь". Объяснить: "почему выгодно быть взрослым".
Иногда клиенту (как человеку) просто не хватает знаний: чего от него ждут. Многие привыкли быть "удобными детьми своих родителей". И от психолога они ждут "правильных указаний". Или бессознательно пытаются подстроиться, чтоб "понравиться психологу".
В этом пункте клиенту возвращается и ратифицируется его ПРАВО говорить о своих чувствах, прояснять непонятное ему (а не додумывать), заявлять о своих потребностях, почемукать и задавать неудобные вопросы, высказывать сомнения, но при этом - давать другому (психотерапевту, в данном случае) возможности прояснить позицию (вместо, например, обвинить, кинуть претензию и уйти, хлопнув дверью)
4) Урегулирование недопониманий и трудных моментов в процессе терапии.
Задача этого пункта договора: дать и себе, и клиенту права на ошибки и возможности их исправлять. Психотерапевт - не господь бог. И да, о ужас, может сам влететь в своё "слепое пятно" и даже "травму/ретравму".
И клиент может захотеть "сбежать из терапии, хлопнув дверью" тогда, когда самый момент работать. И при том, что психотерапевт нигде не налажал)))
И может просто случиться форс-мажор, например, умерла любимая собака клиента и это подкосило так, как того никто не ожидал.
В конце концов, просто что-то пошло не по плану. И всплыли "вторичные выгоды" клиента, чтобы ничего не менять. И они настолько существенны, что психотерапевт переживает беспомощность своих самых благих психотерапевтических побуждений и вынужденность признать, что уже проделанная работа - проделана зря.
Этот пункт договора позволяет, хотя бы частично, снять напряжение с обеих сторон по этим пунктам. Сделать это не тогда, когда "шеф, усё пропало", а заранее. Предутилизировать то, что можно предусмотреть.
5) Завершение (или приостановка) психотерапевтического процесса.
Немаловажный этап: как закончить терапию, когда и почему. Для клиента и для самого терапевта важной точкой опоры является умение видеть результаты, в том числе промежуточные результаты работы, понимать - почему результатов может не быть и что тогда делать, дать возможность экологично для клиента (и для самого себя) закрыть терапию на любом моменте (не оборвать, а именно закрыть, чтобы не утекала энергия в "ещё одно незавершённое дело", чтобы не обесценить уже полученный результат, чтобы не нанести клиенту травму "внезапным отказом").
Желание завершить терапию до получения результата-максимум может возникнуть как у клиента, так и у самого терапевта. Причины могут быть разные. В том числе и выгорание терапевта, и его личные "тараканы", и несовместимость характеров (терапевт - живой человек, всякое бывает) и какие-то объективные причины (например, болезнь или смерть близких терапевта, переезд и т.д.). Важно, чтобы то, что должно быть вовремя закончено - не было передержано. А то, что заканчивается внезапно - завершалось без обесценивания уже достигнутого.
По этой причине психологический договор, моё мнение, должен быть максимально честен для самого терапевта, отражать его стиль, характер и принципы, чтобы не вводить клиента в ложные иллюзии, надежды и заблуждения.
Если психотерапевт провокативен, прямолинеен и, например, работает с тем, что на границе психологии и эзотерики (расстановки, родовые сценарии, работа с "Высшим Я") - это стоит отразить в договоре.
Важным моментом, как лейтмотив всего договора, позаботиться о ясности процесса для клиента, дать ему точки опоры, которые реальны во взаимодействии с вами.
Итак, я, наконец, напишу письменно свой психологический договор с клиентом. Ну а для читателей этой статьи - это будет просто пример.
Полагаю, что мой тип договора подойдёт далеко не всем специалистам (и далеко не всем клиентам) - я просто хорошо знаю себя и свою целевую аудиторию, поэтому у меня нет задачи "понравиться любому клиенту" или "понравиться широкому кругу клиентов". Более того, считаю, что желание "понравиться клиенту" антитерапевтично - это ставит клиента сразу в родительскую позицию, а терапевта - в детскую.
Дам ссылку на раздел, где и размещу сам текст своего договора. Пример моего договора
Вот, соц. обязательство считаю выполненным)))