Оценщик нашей жизни

Как зарождается обесценивание? Оценщик нашей жизни.

Цена, ценность и оценка - однокоренные, но такие разные

Ценность - такое нематериальное понятие. Любовь, уважение, свобода, доброта, забота, порядок, ответственность...

Какие абстрактные понятия, правда? Ведь у каждого человека на эти слова откликается что-то свое, особенное.

Нельзя эти ценности взвесить, понюхать, потрогать, положить в тачку.

До тех пор пока они не конкретизированы, не оценены в тех мерах, о которых между собой договорились два человека, группа людей.

И вот тут начинается огромное поле для неразберихи и путаницы.

Кто те судьи, что придумали меры для оценки невыразимых часто словами ценностей? Подходят ли их мерки к персонально твоему ощущению от данной ценности? Они - эти люди - почти как боги. Ведь именно их оценка назначает цену за наши ценности.

Папа и мама. А у них, в свою очередь, их папа и мама. И так далее по цепочке рода.

И фоном: учителя, государство, авторитетные тети-дяди из телевизора.

Этот мем оценивания формируется на протяжении многих сотен лет и у нас появляется забавная потребность: потребность в том, чтобы нас оценили и признали нашу ценность.

Кого мы выбираем в судьи?

На самом деле неважно, что мы утверждаем на уровне сознания. Мы думаем, что нам важно мнение нашего босса, нашего кумира, нашей второй половинки или наших родителей. Но нет. Внутри нашего бессознательного уже живет наш собственный персональный оценщик, в котором намиксованы многие тысячи поколений оценщиков. Этот оценщик может в нашем мысленном пространстве принимать образы наших родителей или наших начальников, или чебурашки - суть одна: измерить, взвесить, сравнить, приклеить более-менее ясный ценник. Неудачник, лузер... Или крутой перец, красотка, ботан и т.д.

Чувство долга, оценщик и жизнь взаймы

Задача нашего внутреннего оценщика - определять нашу ценность в отношениях с другими людьми. Его позитивное намерение - продать нас подороже. Эзотерики бы назвали нашего внутреннего оценщика словом ЭГО - присвоение нам различных ярлыков, ценников и идентификаций.

Как правило этот оценщик продает нас всем подряд и кому попало. Если нас как нас не берут, он начинает снижать цену. Обесценивать нас.

То, что его системы мер и весов устарели и, мягко говоря, сбиты - он не догадывается.

И вот тут-то и важно привлечь свое сознание в качестве союзника для пересмотра системы мер и весов. Но увы, чаще мы используем свое сознание, добавляя нашему оценщику еще больше критериев для оценки нас.

Есть еще одна довольно странная функция, которую выполняет наш внутренний оценщик: функция кредитора. Он оценивает то, насколько мы заслуживаем получать что-то хорошее от жизни. Он оценивает нашу кредитную историю.

Как правило, он считает, что то, что мы получаем от жизни, от человека, от ситуации - мы должны вернуть с процентами.

То, что мы сами отдаем другим в отношениях, в жизни, в конкретных ситуациях - должно быть возвращено назад нам с процентами.

Естественно, что система мер и весов установлена оценщиком. Сознание ее часто даже не осознает и не замечает.

Пример №1:

Вас пригласили друзья в ресторан, вы душевно пообщались и даже познакомились с симпатичным молодым человеком (или девушкой). Вечер удался. Вы обменялись телефонами и есть надежда на продолжение приятного знакомства.

Вы приходите домой и чувствуете, как что-то меняется в Вашем настроении. Да кто я такая (такой), чтобы получить что-то хорошее в жизни. Я ведь ничего особенного из себя не представляю, "отплатить мне нечем". То есть ваш внутренний оценщик за Вас решил уже, что этот кредит хорошего вечера и приятного знакомства Вам не погасить, так как, по его мнению, Вы ничего из себя не представляете.

И вот он предлагает решение: ОБЕСЦЕНИТЬ прекрасный вечер. Друзья пригласили Вас в ресторан, так как в их компании был недобор. Если бы не это - Вас ни за что бы не позвали. Молодой человек (или девушка) просто пикапер и Вы ему как личность не интересны. И т.д.

Все - вечер обесценен, поэтому, считает оценщик, кредит можно не выплачивать.

Конец банален:  оценщик найдет способ убедить ваше сознание и бессознательное в том, чтобы вы избежали "продолжения данной кредитной истории хорошего вечера"

Ему и в голову не приходит, что этот пресловутый кредит - это ещё один миф, унаследованный им в виде очередного критерия для оценки (убеждения): "За все в жизни надо платить."

Да, ему так удобнее, так как понятие "безусловной ценности" для него абстрактно, сложно, непонятно. Оно открывает дорогу к каким-то запредельностям в виде души, системной мудрости природы (допустившей рождение конкретного человека) и т.п.

Подкармливается оценщик страхом сознания перед неизвестностью и непредсказуемостью жизни. Ему наивно кажется, что на самом деле он своими критериями и оценками защищает сознание от "страшных чудовищ", притаившихся  в хаосе безоценочной жизни.

Самое страшное для него убеждение - это убеждение о том, "что возможно всё, нет черного и белого, хорошего и плохого - есть только опыт и развитие".

Оценщик интерпретирует его как убеждение о том, "что случится может всё, что угодно - любая неприятность".

Он мыслит в этот момент, по-прежнему, оценивая эту жизнь своими категориями - меряя Вселенную своими мерками: страха, жестких и устаревших критериев, неразвитостью сознания и отсутствием сотрудничества между сознанием и бессознательным.

Пример №2:

Вы закончили сложный проект, довели работу практически до совершенства. И вот, можно было бы записать себе этот результат в копилку успеха. НО.... На сцену выходит ОН - оценщик - и говорит "свое мнение". Все. Приговор. Никакие похвалы и комплименты от других уже не проникнут в Ваше сердце.  Вы удручены, огорчены, но ничего не можете сделать: "обстоятельства снова против Вас"

Пример №3:

Вы прожили уже без малого четыре десятка лет.  Но, оглядываясь назад, у Вас возникает ощущение, что года пролетели впустую. "Вы ничего не достигли". "Вы потратили время на несущественное". "Вы проживаете жизнь совершенно зря, на линии вашей жизни нет чего-либо стоящего". Угу, см. пример №2.  В книгу Вашей жизни так и не было записано ни единого успеха и достижения. Не прошли они цензуру.

Пример №4: "Мой оценщик оценит и Вас"

Иногда мы позволяем нашему оценщику расширить свои полномочия и начать оценивать других. "Фи, этот козел нам не подходит!"

"Господа-господа! Не надо спорить: Вы все неправы! Я Вам сейчас покажу, как надо жить"

Любимый трюк оценщика в любом конфликте - это игра под названием: "докажи другому, что он неправ, и почувствуй мою силу"

Кто в доме хозяин?

Множество культур предлагают избавляться от ЭГО.

Мое мнение, что все, что в нас существует (включая ЭГО) нуждается в позитивном покровительстве осознающего разума. Сама по себе оценка ни хороша и ни плоха до тех пор, пока все стороны, вовлеченные в оценку, осознают свои критерии оценивания и признают их ограниченность рамками какой-либо конкретной ситуации.

Например, при проговаривании конкретных договоренностей. Неважно, в бизнесе это или в личной жизни. Важно помнить, что критерии можно и нужно менять, так как меняется сама жизнь. И важно доносить свои критерии до своего сознания. Если же в это вовлечен и другой человек (например, в отношениях), то и до сознания другого человека.

Не так-то просто осознавать свои критерии. Например то, что говоря о необходимости взаимопонимания, мы просим, например, чтобы нас слушали, не перебивая нашу мысль, смотрели при этом на нас (а не в сторону), не повышали на нас голоса и признавали, что мы имеем право на собственную точку зрения. Или что, говоря о порядке, мы подразумеваем то, чтобы не трогали какие-то наши личные вещи.

И мы можем удивиться, что у другого человека совершенно другие, непохожие на наши, критерии на, казалось бы, одни и те же понятия.

Осознание своих критериев и своего оценщика - это часть взрослой позиции человека, взрослого сознания.

Не стоит думать, что у многих людей под масками взрослых находится взрослое сознание. Их оценщик не осознан и потому имеет над их сознанием, поведением, чувствами огромную (практически безграничную) власть. Отчасти, цель долгосрочной психотерапии - это выход из под власти собственного оценщика.  Он не друг и не враг - он функция и наше наследие по линиям предков.

Мы способны изменить его программный пакет и сделать его более мобильным и современным. В здоровом состоянии он будет способствовать и помогать нашему сознанию и бессознательному воплощать в жизнь наши ценности, защищать их от нездорового посягательства и агрессии на них со стороны чужих оценщиков.