Быть или не быть собой?
Вы просто не можете перестать быть собой. Ваша "собойность" будет прорываться во всем - в конституции тела, типе нервной системы, скорости речи, темах, выбираемых Вами для общения, в манере одеваться, в отношении к своей внешности, в тех ценностях (даже если Вы их не осознаете), которые Вы будете отстаивать и защищать.
Проблем может быть всего две:
1) Вы отрицаете Себя, не хотите замечать и принимать Себя, потому что слишком сильно давление внешней среды, старающейся переделать Вас под себя.
2) Вы принимаете Себя, но ничего не делаете для того, чтобы научиться принимать Других и взаимодействовать с ними - такими не похожими на Вас.
На эту тему есть притча: "Заяц и специалист".
Когда заяц ещё совсем маленький, он любит есть морковку, бегать по лесу и бить в барабан.
Окружение, однако, кормит его диким овсом и заботливо учит зажигать спички - ведь все нормальные звери это уже умеют в его возрасте. Учат зайца известным народным методом. Заяц в результате начинает сильно лягаться и носить каску.
Тут зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
- Вы знаете, мы подозреваем, что наш птенчик отстаёт в развитии. До сих пор не умеет зажигать спички. А ведь мы с ним столько занимаемся!
Специалист видит перед собой зайчонка в каске, энергично дрыгающего ногами. Он начинает подозревать, что спички - не главная проблема этого детёныша.
Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайчонка не ведут. Тем более, что он полезный: уже стал мыть дома полы. А скоро его сдавать в школу.
В школе зайцу первым делом запрещают бегать и начинают учить самому важному навыку во взрослой жизни: петь хором. Ещё заяц обнаруживает, что вокруг - в основном ежата, которые к нему прикалываются, а сами, чуть что, сворачиваются в клубок. Заяц тоже пытается сворачиваться в клубок, но почему-то защищена у него всё равно оказывается только голова. Зато он начинает всё время громко петь.
Тут зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
- Вы знаете, он стал совершенно неуправляемый. Почти не шевелится и перестал мыть дома полы!
Специалист видит перед собой зайца в каске, свернувшегося в клубок, иногда рефлекторно дрыгающего задними лапами и поющего про священную державу. Он начинает подозревать, что мытьё полов - не главная проблема этого зайца.
Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайца не ведут. Он выходит во взрослую жизнь и честно пытается заработать себе на овёс пением в хоре. Поголодав и помыкавшись, он кое-как осваивает профессию копателя нор. Ею он зарабатывает себе на овёс и домашнее караоке, а также стирает лапы до костей. Больше заяц не голодает, но зато через некоторое время он замечает, что подыхает от каких-то загадочных и непонятных причин.
Иногда он доходит до специалиста. Думаете, он просит помочь ему вылечить лапы, научиться добывать вкусную морковку, бегать по лесу и профессионально играть на ударных?
Как бы не так! Он просит специалиста помочь ему проапгрейдить каску, отрастить колючки и научиться, наконец, зажигать спички...
Но есть и хорошая новость. Второй потребностью всех систем является развитие, поэтому, если Вы начинаете принимать Себя таким (такой), какой Вы есть, то этим самым обеспечиваете возможность системе развиваться за счет Вашей непохожести. Правда, приходится преодолевать инерцию (сопротивление) системы, которая формирует проблему №2.
2) Вы принимаете Себя, но ничего не делаете для того, чтобы научиться принимать Других и взаимодействовать с ними - такими не похожими на Вас.
Вы продолжаете оценивать мир своими критериями и досадуте, что Другие, не похожие на Вас (чаще всего тоже не знакомые с самими собой, а потому упорно пытающиеся переделать и Вас, чтобы было удобнее с Вами взаимодействовать), не желают первыми сделать шаг Вам навстречу.
Тут уж вопрос того, кто окажется мудрее и первым сделает шаг навстречу или, наоборот, уступит место, избавившись от ожиданий "алаверды".
Никто и никогда в современном мире не сможет утверждать, что имеет полную свободу получать, то что он(а) хочет. Мы не свободны получать то, что хотим и когда хотим.
Подлинная свобода у нас есть только в том, чтобы отдавать. Здесь именно мы решаем, что-где-кому-когда и в каком количестве хотим отдать. Только в этом мы по-настоящему свободны: отдавать и отпускать свои ожидания.
И по началу - это кажется таким грустным. И это заставляет нас лицом к лицу столкнуться со своими тенями: обидой, завистью, страхом, гневом, чувством несправедливости - глубоко живущим нашим недоверием, базовым недоверием, к этому миру. И я могла бы здесь написать о том, что нам "обязательно воздастся", так как Вселенная изобильна и справедлива и т.д., и т.п.
Но я не знаю, воздастся ли или нет - и это единственное, что я могу утверждать. Наверное, потому что сама всё ещё нахожусь под давлением тени недоверия.
Доверие потому и доверие, что никто не дает абсолютно никакой гарантии. И развить его можно только так, когда ты делаешь шаг навстречу и не знаешь, и не ждешь, что что-то получишь взамен.
Наверное, только так - с каждым шагом навстречу - постепенно начинает растворяться тень недоверия, в том числе недоверия, живущего в коллективном бессознательном человечества.
С уважением, Ольга Гусева.
Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч,
эксперт в области раскрытия потенциала личности.