Терапия Синдрома выученной беспомощности

Ничто так не мотивирует Человека как собственные успехи. Но для того, чтобы эта мотивация была и поддерживала нас на протяжении всей жизни, нам нужно сначала научиться эти успехи ценить, коллекционировать их.

Мы рождаемся, чтобы стать кем-то бОльшим, чем пришли в этот мир. Нам понадобится совершить тысячи ошибок и провести миллионы экспериментов, познавая жизнь и себя. Мы будем падать и снова вставать. Это нормальный - естесственный - процесс развития всей жизни. Чтобы снова вставать после падений, для этого нам как раз и нужна мотивация, вера в собственный успех, в собственные силы.

Ценить Себя и Свои Достижения - это нормально, а вот обесценивание это уже патология.

Но почему же тогда в современном мире так развита культура обесценивания?

Начинается все с родительского воспитания. К нам предъявляют очень серьезные - взрослые - требования: достигать взрослых успехов в детском возрасте. Это делается из благих побуждений: нас хотят сделать - долго подбирала наиболее точное слово - КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ для выживания во внешнем мире.

То есть в нагрузку нам встраивается еще и предписание, что
"Мир - это враждебная среда"
 

Мы должны уже с детства уметь, это как минимум:

п. 1:  Радовать всех, чтоб "Не дай Бог, не нажить себе каких-нибудь врагов или тех, кто нас потом осудит и накажет".  Причем под радовать подразумевается - уметь "угадывать" чужие ожидания и им соответствовать

п. 2: Стремиться к совершенству любой ценой - мы должны быть Идеальны. Правда, никогда не уточняются критерии Идеала, так как подразумевается, что мы при этом еще должны быть Идеальны по-разному (см. п.1)

п. 3: Мы должны быть УДОБНЫ  и не мешать своими интересами,  не отвлекать от "важных" дел  (я про это уже писала, см. тут) и ОДНОВРЕМЕННО  ИНДИВИДУАЛЬНЫ, потому как родители хотели бы, чтобы их ребенка ВЫДЕЛЯЛИ из ТОЛПЫ и хвалили. Тогда они получают ПРИЗНАНИЕ как родители (то есть признается тот факт, что с ролью РОДИТЕЛЯ они справились успешно).

п. 4: Мы должны уметь быть СПОНСОРАМИ своих родителей  (термин из МЛМ) - то есть нам с детства внушается мысль, что нас взращивают и о нас заботятся, чтобы мы потом ОТДАЛИ им ДОЛГ в старости. То есть по-сути мы ОБЯЗАНЫ заботиться о родителях, так как в нас очень МНОГО ВЛОЖЕНО. Живущий в родителях страх одиночества, идущий от их внутреннего ребенка и его недоверие к миру, даже мысли не допускает, что их дети могут заботиться о них и ЛЮБИТЬ их просто так. Поэтому надо подстраховаться безустанно напоминая своему реальному ребенку, что он по гроб жизни перед ними в НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ. 

То есть по сути  нас, как ребенка, воспитывает травмированный внутренний ребенок нашего реального родителя.

п. 5: В свете тенденций последних лет в ребенке очень часто обесценивается то, что не поможет ему напрямую ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ.  Это уже идет из предписаний "внутреннего родителя" внутри реального родителя, заботящегося о выживании ребенка в современном мире. Правда, эта тенденция наблюдается последние лет 10-15 и пока еще не так очевидна. И она запросто способна обесценить в ребенке - творческие порывы, чувственность, сексуальность, сострадание, милосердие, заботу, любовь: то есть то, что позволит ребенку в будущем построить свою семью, выстроить близкие отношения и просто НАСЛАЖДАТЬСЯ жизнью, БЫТЬ СОБОЙ. Это обесценивание идет путем игнорирования всего того, что нельзя "измерить весами" - чувств, эмоций, творчества, смыслов, важности взаимопонимания. И наоборот, чрезмерного подчеркивания важности того, что можно увидеть и измерить: поступков, слов, дел, вещей.  Такое обесценивание,  кстати,  приводит к  двоякому эффекту. Иногда к тому, что может вырасти тиран, идущий по головам - сверхэффективный, но абсолютно несчастливый. С другой стороны - может наоборот сформироваться инфантильная натура, желающая получить то, что недополучила в детстве - все удовольствия, все чувства, но не способная их создать сама, а требущая этого от других, живущая по принципу "Хочу и Дай", при этом все время обесценивая то, что дают.  В среднем варианте, мы можем, например, много работать, но забывать о том, ради чего большего мы это делаем.

----------------------------------------

Вот.....При  таких милых и противоречащих друг другу критериях мы просто обречены НИКОГДА НЕ ДОСТИГАТЬ УСПЕХА. У нас просто нет шансов удовлетворить их все, поэтому через какое-то время мы окончательно убеждаемся, что мы неудачники. У нас не получается соответствовать такому вот "идеалу".

Терапия выученной беспомощности начинается с терапии личной истории.

Задача психолога состоит, во-первых, в том, чтобы помочь Человеку поверить в то, что его ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК заслуживает любви и принятия без всяких условий.

Во-вторых в том, чтобы помочь Человеку привнести свою взрослую позицию в эти корявые, сформированные в детстве критерии успеха.

Во многом, это также терапия со-зависимости, в которой прерываются деструктивные связи с родительскими образами - точнее с заимствованными от них страхами. Задача состоит в том, чтобы вернуть Себе критерии оценки и ценностного ориентирования, захваченные родительскими образами, живущими в социальной панораме Вашей личности.

Поскольку к тому моменту, когда реально обращаются к психологу за помощью, у Человека накапливается уже целая коллекция "неудач" необходимо еще работать и с памятью тела, помогая Человеку освободиться от телесных паттернов "сжатия перед проблемой".

Вообще удивительно, что при столь деструктивных критериях человеческая раса способна достигать хоть каких-то успехов. И это своего рода гимн способностям человеческого духа.

Представьте, что человек, имея такой набор критериев "идеала" все-равно пытается научиться жить счастливо. Просто он продолжает эти попытки пока хватает сил. Выученная беспомощность формируется не за один год.  Придя на одну консультацию к психологу, такие люди как правило так и уходят, устраняясь от длительной и планомерной работы, так как в их жизни уже было полно неудач, точнее они субъективно считают свою жизнь одной сплошной неудачей. У них уже просто нет сил и есть страх перед очередным разочарованием и неудачей.

Именно такие клиенты хотят чуда, так как они за свою жизнь уже настолько устали биться головой об стену, что готовы купить то средство или того тренера, психолога, который пообещает им чудо. Увы, находится так много тех, кто им пообещает это чудо за их же деньги. И они поверят, а, разочаровавшись,  добавят в свою коллекцию неудач еще и эту.

Поэтому так важно на начальном этапе работы с синдромом выученной беспомощности самому терапевту быть предельно честным с клиентом, все время показывая ему и объясняя: над чем, как и почему ведется работа. Золотым правилом работы с таким клиентом является ведение дневника маленьких достижений, подчеркивая, снова и снова напоминая клиенту, что именно у него получилось, с чем он справился.

Желаю нам всем терпения и ресурсного состояния, потому что синдром выученной беспомощности пока что прочно сидит в коллективном бессознательном. Работая же над собой и обретая уверенность в своих силах, а также помогая другим обрести эту уверенность - мы вносим свой вклад и в коллективное бессознательное.