Когда и зачем идут к психологу?

Когда-то давно я задумалась над тем, что я могу дать Человеку, который запутался в себе, в своей жизни и пришел ко мне, думая, что у меня есть готовое решение его проблем.

На уровне ума Человек принес мне запрос: «Сделайте так, чтобы в моей жизни я был счастлив, чтобы у меня все было и мне за это ничего не было».

Или же: «Сделайте так, как я хочу: отношения, материальные блага, власть над обстоятельствами».

Иногда... «Ой, ой, ой — очень больно, в моей жизни все рушится — сделайте так, чтобы все было как раньше: понятно, привычно и спокойно».

Такие запросы бывают не всегда, формулировки, конечно, различаются; сознательные мотивировки очень разнообразны, но за этим чаще всего стоит вопрос потери власти и контроля человека над этим странным миром и самим собой.

Так что же я могу предложить ему на самом-то деле?

Боль роста, развитие осознания, понимание законов внутреннего мира, необходимость принимать себя и свой рост, необходимость смиряться — о, это ужасное для ума слово — смиряться с тем, что боль — это нормально, что это рост, что в мире внешнем нет ничего стабильного, что по-настоящему управлять можно только миром внутренним. Причем я этим зарабатываю, поэтому по определению профессия психолога — это нарушение всех шаблонов внешнего мира, где платят за развлечения, удовольствия, предметы необходимости для тела — душа (или психика) всегда идет бесплатным и необязательным дополнением.

А психологу платят за боль, хорошему психологу за то, что он проводит человека через боль роста и помогает ему закрепиться на новом уровне развития и понимания самого себя.

Столько слов написано и сказано про психологию, что Ваша покорная слуга вряд ли изобретет что-то новое.

Поделюсь только своим мнением. В нормальном, здоровом обществе — обществе, ориентированном на развитие и эволюцию человека — профессия психолога была бы не нужна.

Когда же и зачем идут к психологу в том обществе, которое есть как данность?

Ответ на данный вопрос нельзя дать коротко без ущерба для сути вопроса.

По-факту, психолог помогает человеку научиться новым стратегиям мышления, поведения, эмоционального реагирования, мотивации и саморегуляции.

И коль скоро профессия психолога сродни профессии тренера — стоит выделить следующие этапы профессиональной работы психолога на пути к изменениям, которые за это время происходят у клиента — у психолога, кстати, тоже. Каждый новый клиент выращивает психолога профессионально и личностно.

Итак:

  1. Налаживание контакта с клиентом, установление правил и регламента работы

  2. Определение желаемых результатов, к которым клиент хочет прийти

  3. Определение «сбоев» в стратегиях мышления, мотивации, эмоционального реагирования, поведения, саморегуляции человека. Выявление устойчивых личностных паттернов. Под «сбоями» в стратегиях я подразумеваю застревание, зацикливание в определенных шаблонах реагирования (повторяющиеся мысли, привычные эмоции, привычные схемы поведения, речевые привычки, привычки мотивировать себя на что-либо и так далее)

  4. Помощь в выработке человеком новых привычек (поведенческих, эмоциональных, ментальных), которые приближают его к желаемым результатам. Обучение человека навыкам эффективной самомотивации и саморегуляции

  5. Работа с клиентом над осознанием и принятием индивидуальной уникальности его самого и его способов взаимодействия с миром — особенно тех, которые определены генетически (на уровне темперамента и устойчивых личностных черт)

Проблема современной психологии заключается в том, что человек до конца сам себя не изучил. В теории систем давно известно, что чтобы понять и изучить систему необходимо находиться за ее пределами. Мы же вынуждены работать с системой под названием «Человек» изнутри этой системы, до конца ее не понимая. Человек работает с человеком. Пусть с другим, это чуть-чуть облегчает задачу, но с подобной нам личностью, личностью равной нам самим.

Здесь есть место непознанному, домыслам, тайнам и прочему, что может увести нас как в высоко духовные сферы, так и в прагматический материализм и теорию эволюции от обезьяны.

Отсюда возникло большое количество школ и направлений психологической помощи человеку.

Какие из них правильны?

Лично я не знаю ответа на данный вопрос.

Я делюсь всего-лишь своим опытом и практикой работы с клиентами.

Один известный астролог-популяризатор А. Подводный в своей книге «Общая астрология. Планеты» приводит любопытную классификацию проработки Солнца, которую он отождествляет с проработкой уровня осознания в Человеке. Насчет Солнца — я не знаю — оставляю на откуп читателю — кто-то верит в астрологию, кто-то придерживается сугубо материалистичного взгляда на мир, но с точки зрения классификации уровней развития осознания: близко к истине как показывает мой практический опыт психолога.

Поэтому отнесить к астрологическим терминам как к метафоре - возможно, они дадут и Вам пищу для размышления.

Далее приведу цитату:

«Эволюционный уровень человека тесно связан с осознанием солнечного принципа и проработкой Солнца.

На первом (низшем) уровне проработки Солнца человек воспринимает себя (свою психику) как единое целое, не делит свою жизнь на отдельные поступки и не вычленяет своих отдельных волевых актов; более того, он не отличает солнечные импульсы от лунных и два значения слова "хочу" для него сливаются в одно. На этом уровне (то есть полного отсутствия эволюционного сознания и дифференциации собственной психики) человек является марионеткой кармы и собственного подсознания; его поступки не являются осознанными, а воля диктуется эгрегором и подсознанием.

На втором уровне проработки Солнца человек уже в состоянии различать солнечные и лунные влияния, то есть потребности и намерения, и если не выделяет еще точно, то, по крайней мере, акцентирует в общем жизненном потоке свои волевые акты и инициативы. Это поволяет ему осмысленно подойти к проблеме поиска своего места в мире и правильного поведения в жизненных ситуациях, ибо его воля теперь уже частично им управляема, и он может (в некоторой мере) сознательно ограничивать свои потребности, если они входят в противоречие с его намерениями (балансировка солнечного и лунного принципов). Однако и на этом уровне человек остается марионеткой кармы, поскольку его волей полностью владеет эгрегор.

На третьем уровне проработки Солнца человек осознает в себе высшее и низшее начала, интерпретируя их либо психологически (то есть признавая и ощущая в себе наличие программ подсознания различного уровня), либо религиозно (то есть ощущая возможность идти по более или менее духовному пути, ближе к Богу или дальше от Него), и получает возможность (хотя бы частично) осознанного выбора эгрегора, которому он будет служить. Теперь волевые акты, продиктованные человеку эгрегором, не проходят мимо его внимания: уловив соответствующий импульс, он говорит: "А вот это я делаю по прямому велению Божьему", - и обычно очень горд, что удостоился такой чести.

На четвертом уровне проработки солнечного принципа человек частично видит кармические последствия своих волевых актов и начинает разбираться в структуре кармы, кармических программ и эгрегоров, с ними связанных, а также в собственном подсознании. Здесь резко возрастает его реализационная власть и соответственно повышаются требования к точности и тонкости воздействия на мир; в некоторый момент качественно меняется характер волевых актов, которые все больше становятся актами чистого внимания (тогда эгрегор через человека получает наиболее точную информацию и возможность наиболее тонкого воздействия на ситуацию), а выбор сводится к выбору направления внимания»


Если теперь выжать из этого сухой остаток, то мы получим людей, которые находятся на разном уровне развития осознания:

1) На первом уровне для Человека внутренних проблем не существует. Он не пойдет к психологу — ибо во всем виноват внешний мир, нет потребности как-то привести в порядок мир внутренний, так как его существование не осознается. Мотивы поступков и желаний для человека являются абстракцией. Желания либо есть, либо их нет.

2) На втором уровне появляется «социальная цензура». Человек способен выявлять так называемые цели — как акты сознательного волеизъявления — и определенные препятствия на пути к цели: как внешние (таковых в его реальности больше), так и внутренние. Эти нежелаемые и неодобряемые внутренние препятствия — подавляются, вытесняются и компенсируются. Человек находится в состоянии борьбы с самим собой. Может придти к психологу, но как правило с жалобой на внешний симптом — депрессия, расстройство сна, психосоматические проявления, панические атаки и т.д.

3) На третьем уровне человек уже неплохо начинает различать и осознавать свой внутренний мир. Ему становится интересно его обустройство, он начинает увлекаться психологией, эзотерикой, тренингами, помогающими лучше себя узнать. Его запросы к психологу становятся более осмысленными: развитие уверенности, преодоление каких-либо внутренних ограничений, разрешение внутренних конфликтов и т.п.

4) На четвертом уровне для человека становится очевидной связь между миром внутренним и миром внешним — он получает возможность видеть свои и чужие паттерны бессознательного и их влияние на внешний мир, а также способности этими паттернами управлять. На этом уровне у человека появляется возможность психологической помощи другим людям.

Меняются и требования к психологу.

На первом уровне психолог воспринимается человеком в лучшем случае как существо с другой планеты, в худшем — как шарлатан, делающий деньги из воздуха:-)

На втором уровне от психолога ждут рецептов и пилюль, которые можно принять и исцелиться.

На третьем уровне уже возможно равноправное сотрудничество с клиентом. По крайней мере с точки зрения осознанности в работе.

На четвертом уровне — это скорее поиск и выстраивание отношений с окружением близким по духу.

 

Уровень мистицизма в профессии тоже меняется. На первом и втором уровне люди охотнее отдадут деньги целителям и экстрасенсам за обещанную волшебную таблетку, включая «приворожу-отворожу», «сниму-наведу порчу», «очищу карму».

На первом и втором уровне человек ждет, что его проблемы будут решены без его участия — любыми, в том числе мистическими силами. Хотя сам он является материалистом по своему глубинному мировоззрению (даже, если формально он верующий). Материализм заключается в том, что во всем он ищет очевидных доказательств, которые можно увидеть, потрогать или услышать. Внимание целиком поглощено внешним миром и игрой его красок. Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» прекрасно описал систему убедителей, которые руководят человеком на первых двух уровнях развития осознания.

Кратко перечислю:

  1. Принцип последовательности в мышлении. То есть раз с чем-то согласившись — буду продолжать убеждать себя, что первичный выбор был правильным. Легче умереть, чем согласиться с тем, что время, деньги, усилия потрачены даром. Самость и гордыня не позволяют признать, что выбор был ошибочный. Особенно, если на лицо остальные убедители.

  2. Принцип социального доказательства. Большинство не может ошибаться. Если много людей живут так, то почему я должен жить по другому? Если все хотят сделать карьеру, то почему я не должен этого хотеть? Если я этого не хочу, то нужно себя заставить.

  3. Принцип «авторитетного мнения». В учебнике написано так, почему я должен этому не верить. По телевизору сказали — значит это правда. Большой «дядька» со множеством ученых степеней доказал — поэтому это даже не оспаривается. Данное мнение «овеяно веками» - многие поколения так поступали, это проверено. Века вообще добавляют авторитета. Многие компании работают на рынке минимум 15 лет, хотя на самом деле зарегистрированы от силы как пару лет.

  4. Принцип «многократного повторения». «Если человеку множество раз сказать, что он свинья, то в какой-то момент он обязательно захрюкает». Этот афоризм подтверждает реклама — будучи сотни раз показанной, она оказывается запомненной и вспомненной в нужный момент по «правильному» якорю. Например, когда мы приходим в магазин с мыслью что-то купить и видим уже знакомый и хорошо запомненный нами товар. В голове срабатывает: раз знаю, значит могу доверять.


Как я уже написала, на первых двух уровнях развития осознания мистицизм есть — но он прикладной: перстни с камнями-оберегами, защитные талисманы, приметы и поверья, гадалка с хрустальным шаром, крестики и свечки и т.д.

Все внутреннее не котируется — дайте мне что угодно: от свечки до пилюльки, ну или хоть рецептик от доктора-психотерапевта.


На третьем уровне резко изменяется суть мистицизма в профессии. Мышление становится открытым, поэтому в состоянии допустить, что во Вселенной есть множество непознанных вещей. Но это уже не мистицизм фанатика, жаждущего спасения от своего Бога, это скорее исследовательское любопытство относительно самого себя и этого мира.

На четвертом уровне возникает понимание, что то, как оно есть на самом деле, не узнать никогда — по крайней мере в рамках универсальной и измеримой модели Вселенной, с которой бы абсолютно все были бы согласны — все индивидуально и определяется тем языком описания, на котором легче выразить внутреннее, когда оно переходит во внешнее.

Четвертый уровень эклектичен по своей сути, но при этом у человека есть его собственное, уникальное и ни на кого непохожее ощущение собственного «Я-внутреннего» и понимание, как это проявляется, когда становится «Я-внешним». Это изменчивость и адаптивность, движение в потоке, когда рост становится неотъемлемой частью процесса жизни, сознание осознающее самого себя.

Надеюсь, что данный материал даст Вам пищу для размышлений и возможно немного прояснит глубинные мотивы запросов, которые приносят клиенты.

Эта статья является только моей точкой зрения и поэтому Вы вольны как взять из нее что-то ценное для себя, так и пройти мимо.