Когда и зачем идут к психологу?
Когда-то давно я задумалась над тем, что я могу дать Человеку, который запутался в себе, в своей жизни и пришел ко мне, думая, что у меня есть готовое решение его проблем.
На уровне ума Человек принес мне запрос: «Сделайте так, чтобы в моей жизни я был счастлив, чтобы у меня все было и мне за это ничего не было».
Или же: «Сделайте так, как я хочу: отношения, материальные блага, власть над обстоятельствами».
Иногда... «Ой, ой, ой — очень больно, в моей жизни все рушится — сделайте так, чтобы все было как раньше: понятно, привычно и спокойно».
Такие запросы бывают не всегда, формулировки, конечно, различаются; сознательные мотивировки очень разнообразны, но за этим чаще всего стоит вопрос потери власти и контроля человека над этим странным миром и самим собой.
Так что же я могу предложить ему на самом-то деле?
Боль роста, развитие осознания, понимание законов внутреннего мира, необходимость принимать себя и свой рост, необходимость смиряться — о, это ужасное для ума слово — смиряться с тем, что боль — это нормально, что это рост, что в мире внешнем нет ничего стабильного, что по-настоящему управлять можно только миром внутренним. Причем я этим зарабатываю, поэтому по определению профессия психолога — это нарушение всех шаблонов внешнего мира, где платят за развлечения, удовольствия, предметы необходимости для тела — душа (или психика) всегда идет бесплатным и необязательным дополнением.
А психологу платят за боль, хорошему психологу за то, что он проводит человека через боль роста и помогает ему закрепиться на новом уровне развития и понимания самого себя.
Столько слов написано и сказано про психологию, что Ваша покорная слуга вряд ли изобретет что-то новое.
Поделюсь только своим мнением. В нормальном, здоровом обществе — обществе, ориентированном на развитие и эволюцию человека — профессия психолога была бы не нужна.
Когда же и зачем идут к психологу в том обществе, которое есть как данность?
Ответ на данный вопрос нельзя дать коротко без ущерба для сути вопроса.
По-факту, психолог помогает человеку научиться новым стратегиям мышления, поведения, эмоционального реагирования, мотивации и саморегуляции.
И коль скоро профессия психолога сродни профессии тренера — стоит выделить следующие этапы профессиональной работы психолога на пути к изменениям, которые за это время происходят у клиента — у психолога, кстати, тоже. Каждый новый клиент выращивает психолога профессионально и личностно.
Итак:
-
Налаживание контакта с клиентом, установление правил и регламента работы
-
Определение желаемых результатов, к которым клиент хочет прийти
-
Определение «сбоев» в стратегиях мышления, мотивации, эмоционального реагирования, поведения, саморегуляции человека. Выявление устойчивых личностных паттернов. Под «сбоями» в стратегиях я подразумеваю застревание, зацикливание в определенных шаблонах реагирования (повторяющиеся мысли, привычные эмоции, привычные схемы поведения, речевые привычки, привычки мотивировать себя на что-либо и так далее)
-
Помощь в выработке человеком новых привычек (поведенческих, эмоциональных, ментальных), которые приближают его к желаемым результатам. Обучение человека навыкам эффективной самомотивации и саморегуляции
-
Работа с клиентом над осознанием и принятием индивидуальной уникальности его самого и его способов взаимодействия с миром — особенно тех, которые определены генетически (на уровне темперамента и устойчивых личностных черт)
Проблема современной психологии заключается в том, что человек до конца сам себя не изучил. В теории систем давно известно, что чтобы понять и изучить систему необходимо находиться за ее пределами. Мы же вынуждены работать с системой под названием «Человек» изнутри этой системы, до конца ее не понимая. Человек работает с человеком. Пусть с другим, это чуть-чуть облегчает задачу, но с подобной нам личностью, личностью равной нам самим.
Здесь есть место непознанному, домыслам, тайнам и прочему, что может увести нас как в высоко духовные сферы, так и в прагматический материализм и теорию эволюции от обезьяны.
Отсюда возникло большое количество школ и направлений психологической помощи человеку.
Какие из них правильны?
Лично я не знаю ответа на данный вопрос.
Я делюсь всего-лишь своим опытом и практикой работы с клиентами.
Один известный астролог-популяризатор А. Подводный в своей книге «Общая астрология. Планеты» приводит любопытную классификацию проработки Солнца, которую он отождествляет с проработкой уровня осознания в Человеке. Насчет Солнца — я не знаю — оставляю на откуп читателю — кто-то верит в астрологию, кто-то придерживается сугубо материалистичного взгляда на мир, но с точки зрения классификации уровней развития осознания: близко к истине как показывает мой практический опыт психолога.
Поэтому отнесить к астрологическим терминам как к метафоре - возможно, они дадут и Вам пищу для размышления.
Далее приведу цитату:
«Эволюционный уровень человека тесно связан с осознанием солнечного принципа и проработкой Солнца.
На первом (низшем) уровне проработки Солнца человек воспринимает себя (свою психику) как единое целое, не делит свою жизнь на отдельные поступки и не вычленяет своих отдельных волевых актов; более того, он не отличает солнечные импульсы от лунных и два значения слова "хочу" для него сливаются в одно. На этом уровне (то есть полного отсутствия эволюционного сознания и дифференциации собственной психики) человек является марионеткой кармы и собственного подсознания; его поступки не являются осознанными, а воля диктуется эгрегором и подсознанием.
На втором уровне проработки Солнца человек уже в состоянии различать солнечные и лунные влияния, то есть потребности и намерения, и если не выделяет еще точно, то, по крайней мере, акцентирует в общем жизненном потоке свои волевые акты и инициативы. Это поволяет ему осмысленно подойти к проблеме поиска своего места в мире и правильного поведения в жизненных ситуациях, ибо его воля теперь уже частично им управляема, и он может (в некоторой мере) сознательно ограничивать свои потребности, если они входят в противоречие с его намерениями (балансировка солнечного и лунного принципов). Однако и на этом уровне человек остается марионеткой кармы, поскольку его волей полностью владеет эгрегор.
На третьем уровне проработки Солнца человек осознает в себе высшее и низшее начала, интерпретируя их либо психологически (то есть признавая и ощущая в себе наличие программ подсознания различного уровня), либо религиозно (то есть ощущая возможность идти по более или менее духовному пути, ближе к Богу или дальше от Него), и получает возможность (хотя бы частично) осознанного выбора эгрегора, которому он будет служить. Теперь волевые акты, продиктованные человеку эгрегором, не проходят мимо его внимания: уловив соответствующий импульс, он говорит: "А вот это я делаю по прямому велению Божьему", - и обычно очень горд, что удостоился такой чести.
На четвертом уровне проработки солнечного принципа человек частично видит кармические последствия своих волевых актов и начинает разбираться в структуре кармы, кармических программ и эгрегоров, с ними связанных, а также в собственном подсознании. Здесь резко возрастает его реализационная власть и соответственно повышаются требования к точности и тонкости воздействия на мир; в некоторый момент качественно меняется характер волевых актов, которые все больше становятся актами чистого внимания (тогда эгрегор через человека получает наиболее точную информацию и возможность наиболее тонкого воздействия на ситуацию), а выбор сводится к выбору направления внимания»
Если теперь выжать из этого сухой остаток, то мы получим людей, которые находятся на разном уровне развития осознания:
1) На первом уровне для Человека внутренних проблем не существует. Он не пойдет к психологу — ибо во всем виноват внешний мир, нет потребности как-то привести в порядок мир внутренний, так как его существование не осознается. Мотивы поступков и желаний для человека являются абстракцией. Желания либо есть, либо их нет.
2) На втором уровне появляется «социальная цензура». Человек способен выявлять так называемые цели — как акты сознательного волеизъявления — и определенные препятствия на пути к цели: как внешние (таковых в его реальности больше), так и внутренние. Эти нежелаемые и неодобряемые внутренние препятствия — подавляются, вытесняются и компенсируются. Человек находится в состоянии борьбы с самим собой. Может придти к психологу, но как правило с жалобой на внешний симптом — депрессия, расстройство сна, психосоматические проявления, панические атаки и т.д.
3) На третьем уровне человек уже неплохо начинает различать и осознавать свой внутренний мир. Ему становится интересно его обустройство, он начинает увлекаться психологией, эзотерикой, тренингами, помогающими лучше себя узнать. Его запросы к психологу становятся более осмысленными: развитие уверенности, преодоление каких-либо внутренних ограничений, разрешение внутренних конфликтов и т.п.
4) На четвертом уровне для человека становится очевидной связь между миром внутренним и миром внешним — он получает возможность видеть свои и чужие паттерны бессознательного и их влияние на внешний мир, а также способности этими паттернами управлять. На этом уровне у человека появляется возможность психологической помощи другим людям.
Меняются и требования к психологу.
На первом уровне психолог воспринимается человеком в лучшем случае как существо с другой планеты, в худшем — как шарлатан, делающий деньги из воздуха:-)
На втором уровне от психолога ждут рецептов и пилюль, которые можно принять и исцелиться.
На третьем уровне уже возможно равноправное сотрудничество с клиентом. По крайней мере с точки зрения осознанности в работе.
На четвертом уровне — это скорее поиск и выстраивание отношений с окружением близким по духу.
Уровень мистицизма в профессии тоже меняется. На первом и втором уровне люди охотнее отдадут деньги целителям и экстрасенсам за обещанную волшебную таблетку, включая «приворожу-отворожу», «сниму-наведу порчу», «очищу карму».
На первом и втором уровне человек ждет, что его проблемы будут решены без его участия — любыми, в том числе мистическими силами. Хотя сам он является материалистом по своему глубинному мировоззрению (даже, если формально он верующий). Материализм заключается в том, что во всем он ищет очевидных доказательств, которые можно увидеть, потрогать или услышать. Внимание целиком поглощено внешним миром и игрой его красок. Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» прекрасно описал систему убедителей, которые руководят человеком на первых двух уровнях развития осознания.
Кратко перечислю:
-
Принцип последовательности в мышлении. То есть раз с чем-то согласившись — буду продолжать убеждать себя, что первичный выбор был правильным. Легче умереть, чем согласиться с тем, что время, деньги, усилия потрачены даром. Самость и гордыня не позволяют признать, что выбор был ошибочный. Особенно, если на лицо остальные убедители.
-
Принцип социального доказательства. Большинство не может ошибаться. Если много людей живут так, то почему я должен жить по другому? Если все хотят сделать карьеру, то почему я не должен этого хотеть? Если я этого не хочу, то нужно себя заставить.
-
Принцип «авторитетного мнения». В учебнике написано так, почему я должен этому не верить. По телевизору сказали — значит это правда. Большой «дядька» со множеством ученых степеней доказал — поэтому это даже не оспаривается. Данное мнение «овеяно веками» - многие поколения так поступали, это проверено. Века вообще добавляют авторитета. Многие компании работают на рынке минимум 15 лет, хотя на самом деле зарегистрированы от силы как пару лет.
-
Принцип «многократного повторения». «Если человеку множество раз сказать, что он свинья, то в какой-то момент он обязательно захрюкает». Этот афоризм подтверждает реклама — будучи сотни раз показанной, она оказывается запомненной и вспомненной в нужный момент по «правильному» якорю. Например, когда мы приходим в магазин с мыслью что-то купить и видим уже знакомый и хорошо запомненный нами товар. В голове срабатывает: раз знаю, значит могу доверять.
Как я уже написала, на первых двух уровнях развития осознания мистицизм есть — но он прикладной: перстни с камнями-оберегами, защитные талисманы, приметы и поверья, гадалка с хрустальным шаром, крестики и свечки и т.д.
Все внутреннее не котируется — дайте мне что угодно: от свечки до пилюльки, ну или хоть рецептик от доктора-психотерапевта.
На третьем уровне резко изменяется суть мистицизма в профессии. Мышление становится открытым, поэтому в состоянии допустить, что во Вселенной есть множество непознанных вещей. Но это уже не мистицизм фанатика, жаждущего спасения от своего Бога, это скорее исследовательское любопытство относительно самого себя и этого мира.
На четвертом уровне возникает понимание, что то, как оно есть на самом деле, не узнать никогда — по крайней мере в рамках универсальной и измеримой модели Вселенной, с которой бы абсолютно все были бы согласны — все индивидуально и определяется тем языком описания, на котором легче выразить внутреннее, когда оно переходит во внешнее.
Четвертый уровень эклектичен по своей сути, но при этом у человека есть его собственное, уникальное и ни на кого непохожее ощущение собственного «Я-внутреннего» и понимание, как это проявляется, когда становится «Я-внешним». Это изменчивость и адаптивность, движение в потоке, когда рост становится неотъемлемой частью процесса жизни, сознание осознающее самого себя.
Надеюсь, что данный материал даст Вам пищу для размышлений и возможно немного прояснит глубинные мотивы запросов, которые приносят клиенты.
Эта статья является только моей точкой зрения и поэтому Вы вольны как взять из нее что-то ценное для себя, так и пройти мимо.